ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » Краткая канва по истории вертолетной авиации на Дальнем Востоке


Краткая канва по истории вертолетной авиации на Дальнем Востоке

Сообщений 91 страница 120 из 140

91

fencer написал(а):

Вот http://www.kommersant.ru/doc/1014594 неплохой источник информации.


Информация старая, 2008 года, на треть не соответствует фактическому состоянию. Я сужу по 11 А ВВС и ПВО. Даже навскидку.
В Серышево вместо трех полков ТБ, всего один.
Вертолетных полков вместо трех - два (Среднебельский в 2009 расформировали). Вертолетные полки и отряд на Буревестнике давно переименованы (и не раз!) в различные авиабазы с другими номерами воинских частей. Сейчас от Хабаровска до Читы на вертолете пролететь практически невозможно: от Благовещенска до Читы - ни одного аэродрома. Одна Тында, да и та в стороне, работает только при прилете рейсовых гражданских бортов.
Домна (под Читой,бывший ЗабВО) вообще не показана, ее после 2010 года ввели в состав 11 А ВВС и ПВО.
Ракетные полки - вообще завал: от Хабаровска до Читы ПВО нет вообще ничего. Зона полностью чистая: летай вражина - не хочу. Авиационные комендатуры - половина уже не существует. В частности, Магдагачи, Калинка, Смирных и т.д.
На Воздвиженке, кроме самолетного ремзавода ничего нет. Ее даже запасным пр перелетах сейчас не берут.
Кстати, 277 бап назван "Млавским".
В общем, не думаю, что в других местах по России была ситуация лучше. Где-то читал, что из 246 военных аэродромов в "живых" в России осталось 48.
С уважением
Михаил

0

92

kmm201 написал(а):

Информация старая, 2008 года

Так и привёл ссылку в качестве источника по структуре ВВС и ПВО МО России до декабря 2009 гола,то есть до повсеместного формирования авиационных баз...

0

93

kmm201 написал(а):

Кстати, 277 бап назван "Млавским".

После переименования 6983-й авиабазы в 277-й бап?

0

94

kmm201 написал(а):

Сергей!
По поводу вертолетных авиаэскадрилий в Магадане, Пограничном, Буревестнике… Скажу сразу: вертолетных авиачастей АА МО СССР (РФ) и других, подобных ей структур (АСВ, войсковая авиация и прочее) в Магадане никогда не было, нет и не будет еще долго по простой причине – там никогда не дислоцировались войска МО СССР ввиду отсутствия железных дорог, да и из автомобильных только одна - из Якутска. Сообщение с материком только по морю и воздуху. А это слишком нерентабельно и дорого для содержания каких-либо войск.
Там была ОСАЭ пограничных войск ФСБ (МГБ, КГБ). Она обслуживала морской пограничный отряд. Сейчас расформирована.
В пос. Пограничный (Приморский край) дежурили вахтовым методом вертолетчики из авиации ПВ, но не армейцы. Но рядом, 5-8 км от пос. Пограничного, в с. Барано-Оренбургское (Приморский край), стоял 17 ОВО, на базе которого была сформирована и затем передислоцирована в Уссурийск (Барановский, Приморский край) ОВЭ ОП, в которой были Ми-24, Ми-8, Ми-9 (ВКП), Ми-2.
На аэродроме «Буревестник» (о. Итуруп, Сахалинская обл.) в разное время функционировали и функционируют вертолетные авиачасти армейской авиации, пограничных войск и ПВО. Подробнее – ниже.
Что бы как-то привести к единому знаменателю всю эту неразбериху, попробую нарисовать общую канву по поводу развития вертолетной авиации на Дальнем Востоке.
Я попал служить на Дальний Восток в начале декабря 1971 года 19-летним младшим лейтенантом, летчиком-штурманом второго комплекта вертолета Ми-4А с комплексом К-4В, в 319 ОВП в пос. Черниговка (Приморский край). Уволился в апреле 1998 года подполковником в качестве старшего инспектора-летчика авиации Дальневосточного округа внутренних войск МВД РФ. Сейчас живу в Хабаровске. Поэтому, почти все развитие вертолетной авиации на Дальнем Востоке, происходило на моих глазах.

Кое-какие подробности по Белогорску:
В 1967 г. в Белогорске (Амурской обл.) сформирован - 27 ОВО, в/ч 26280. В 27 ОВО, в/ч 26280, было 3 Ми-1 (с 1973 г. – Ми-2) и 3 Ми-4 (с 1974 г. – Ми-8).
Первые командиры 27 ОВО: Поликарпов, Волков, Уланов.
В 1968 г. в Белогорске (Амурской обл.) сформирована 19-я ОСАЭ. В 19-й ОСАЭ, в/ч 06886, было 5 звеньев:
- 3 звена по 3 вертолета Ми-1 (с 1973 г. – Ми-2) – 9 ед.;
- 1 звено вертолетов Ми-4 (с 1974 – Ми-8) – 3 ед.;
- 1 отряд самолетов – 3 Ан-14 «Пчелка» и 2 Ан-2. (это осталось от десантного авиаотряда).
В конце 70-х годов вместо самолетного отряда появился отряд 2 Ми-6А ВЗПУ.
Первые командиры 19-й ОСАЭ: Страхов, Рутицкий, Балабаев, Пиянзин, Ашейчук.

В 1973 г. в Белогорске были так же сформированы еще два ОВО (действительных наименований не помню) по 4 Ми-2 в каждом. Первые командиры: Гнеушев, Кондрашов.
В 1975 г. на базе 19-й ОСАЭ (Балабаев) временно сформировали и провели войсковые испытания отдельной вертолетной эскадрильи огневой поддержки (ОВЭ ОП) для отработки новых штатов и задач. Привлекались вертолеты и экипажи из 319 ОВП (пос. Черниговка) и 825 ОВП (пос. Средне-Белая). По результатам этих испытаний в 1976 году были сформированы первые ОВЭ ОП (отдельные вертолетные эскадрильи огневой поддержки): 178-я  в Белогорске и 205-я то ли в Безречной, то ли в Улан-Удэ, точно не помню.
В 1976 г. ОВО (Кондрашов) переформировали в 178-ю отдельную вертолетную эскадрилью (ОВЭ), в/ч 23311, и ввели в состав танковой дивизии 35 армии (г. Белогорск). До 1977 г. эскадрилья имела 5-ти звеньевую штатную структуру: 2 звена Ми-24Д по 4 ед., 2 звена Ми-8 по 4 ед. и 1 звено Ми-2 в 4 ед. – всего 20 ед. В 1977 г. штаты ОВЭ изменили на 3-х отрядную структуру: 1-й отряд – 6 Ми-24Д, 2-й отряд – 6 Ми-8Т, 3-й отряд – 2 Ми-9 (ВКП) и 4 Ми-2 – всего 18 ед.
В 1979 г. 27 ОВО (Волкова), в/ч 26280, перебазировали на площадку в пос. Возжаевку (с 1980 г. – на аэродром «Возжаевка»).
В 1979 г. ОВО (Гнеушева), в/ч 13999, перебазировали на аэродром в г. Свободный.

В те времена в понятие «Дальний Восток» входили: Амурская обл., Хабаровский край (с Еврейской АО), Приморский край, Магаданский край (с Чукотской АО), Камчатский край (с Корякским АО), Сахалинская обл. (с Курильскими о-вами). Сейчас в Дальневосточный федеральный округ (ДФО) вошла еще республика Саха-Якутия.
Вертолетную авиацию (военную) на этой территории имели (имеют):
- МО СССР (РФ) (армейская авиация, ВВС, ПВО);
- МО СССР (РФ) (ракетные войска стратегического назначения);
- МО СССР (РФ) (космос, ПСО);
- МО СССР (РФ) (железнодорожные войска, БАМ);
- МВД СССР (РФ) (внутренние войска);
- КГБ СССР (ФСБ РФ) (пограничные войска);
- МЧС РФ.
Я не стал рассматривать отдельно авиацию РЭБ, ПВО, ВМФ ввиду малочисленности вертолетов в этих структурах. Да и общаться с ними не приходилось. К тому же, отдельных частей РЭБ на Дальнем Востоке не было: подразделение РЭБ входило в состав 825 ОВП. Но однажды в 1978 г. в Уссурийске, на Барановском, видел на базе хранения 4 законсервированных Ми-4 РЭБ (все в антеннах и изоляторах!). Чьи они, откуда – не знаю.

Авиация МО СССР (РФ)
Вертолетная авиация на Дальнем Востоке берет начало с 319 ОВП (в будущем – ОБВП Б иУ), в/ч 21240, (пос. Черниговка, Приморский край), сформированного с сентября по декабрь 1960 года. Он имел 4 эскадрильи:
- 2 эскадрильи Ми-4А (по 5 звеньев в 3 вертолета, 1 командирский и 1 запасной) – всего 34 вертолета Ми-4А с комплексом К-4В;
- 2 эскадрильи Ми-6 (по 3 отряда в 3 вертолета, 1 командирский и 1 Ми-10К) – всего 21 вертолет Ми-6 и 1 вертолет Ми-10К.
Командующий КДВО нес персональную ответственность перед ЦК КПСС о состоянии дел в полку, так как полк имел наименование «Ленинский» и был, согласно исторических формуляров, наследником трех самых первых авиачастей РСФСР, сформированных еще в 1918 году по указанию В.И. Ленина. Правда, были и другие авиачасти с 1918 года, но они все «почили в бозе», без преемников и наследников.
Приблизительно в это же время в Уссурийске (Приморский край) и Белогорске (Амурская обл.) базировалось по смешанному авиационному отряду, где было по 1-2 вертолета Ми-1 совместно с самолетами Ан-2 и Ан-14 «Пчелка». Эти авиаотряды обслуживали десантные бригады, стоявшие в этих городах (в г. Белогорске - до конца 60-х годов).
Бурное развитие вертолетной авиации на Дальнем Востоке началось с 1968 года, перед самыми советско-китайскими событиями на о. Даманский (р. Уссури), которые произошли в марте 1969 года.
В 1968 г. из Каунаса (Латвийская ССР) в пос. Средне-Белая (Амурская обл.) был перебазирован 825 ОВП, в/ч 54902, под командованием знаменитого полковника Бобошко.
Я, конечно, восхищаюсь достижениями командования и личного состава 280 ОВП, которые в 1988 г. перебазировали свой полк двумя эшелонами из Кандагара (ДРА) в Леонидово (Сахалин). Кое-кто считает, что такого грандиозного перебазирования больше не было в истории нашей вертолетной авиации. Вынужден немного поправить: 825 ОВП еще в 1968 г. передислоцировался на большее расстояние, за меньшее время (меньше трех недель), причем по учебной тревоге, всем полком в один эшелон (наземный техсостав и обслуга были в вертолетах). Личный состав полка только в Поволжье узнал, что они летят на Дальний Восток. Да и посадили их не на аэродром, а в чистое поле, которое они сами выкашивали сенокосилками из местного колхоза и создавали новый, с нуля, аэродром «Средне-Белая».
На вооружении полк имел 1 АЭ Ми-8, 1 АЭ Ми-4 и 2 АЭ Ми-6. Затем Ми-4 (их отдали в 332 АГ) заменили на Ми-8, Ми-6 – на Ми-6А, добавлен отряд постановщиков помех - 4 Ми-10ПП. С этого полка, с его кадров и авиатехники по большому счету, и началась армейская авиация Дальнего Востока, которая тогда называлась войсковой авиацией на вертолетах (ВАВ), с 1975 г. – армейской авиацией (ААВ), а с 1990 г. – авиацией сухопутных войск (АСВ).
Из ресурсов этого полка в 1968 г. начала формироваться 332 АГ (авиационная группа), в/ч 22467, при 13 ОДШБР (отдельная десантно-штурмовая бригада) в Магдагачи. В 1978 году 332 АГ была разделена на 2 полка: 398 ТБВП, в/ч 92592 - в Магдагачи, и 394 БВП, в/ч 22647 - в Шимановске. Большая часть командного состава, как в вертолетных частях округа, так и в управлении войсковой авиации при1-й ОДКВА были выходцами из 825-го и 319-го полков.
Вот какие авиачасти, имевшие вертолеты, в разное время функционировали на Дальнем Востоке:

- вертолетные полки:

319 ОБВП БиУ, в/ч 21240, сформирован в 1960 г. в пос. Черниговка (Приморский край), в 2010 г. переформирован в 575 авиационную базу АА (2 разряда), в/ч 13984. Штат: 16 Ми-24/35  19 Ка-52  16 Ми-8АМТШ  2 Ми-26Т2 -  функционирует;

825 ОВП, в/ч 54902, в 1968 г. передислоцирован из Каунаса (Латвийская ССР) в пос. Средне-Белая (Амурская обл.), в 1982 г. передислоцирован в Гаровку-2 под г. Хабаровск, в 2010 г. переформирован в 265-ю авиабазу и передислоцирован на Хабаровск (Большой, он же «Терек»). Затем переформирован в 573-ю авиационную базу АА (2 разряда),  в/ч 42838. Штат: 16 Ми-24/35,  16 Ми-8АМТШ,  6 Ми-26Т2,  2 Ка-52 - функционирует.

332 АГ, в/ч 22467, сформирована в 1969 г. в пос. Магдагачи (Амурская обл.) при 13 ОДШБР. В 1978 году была расформирована и на ее базе были сформированы 2 авиаполка (не отдельных);

398 ТБВП (с 1994 – ОТБВП), в/ч 92592, сформирован в 1978 г. в пос. Магдагачи (Амурская обл.) из 332 АГ, в 1997 г. расформирован;

394 БВП (с 1994 – ОБВП БиУ), в/ч 22647, сформирован в 1978 г. в г. Шимановск (Амурская обл.) из 332 АГ, в 1982 г. передислоцирован в пос. Средне-Белая (Амурской обл.), в 2009 г. расформирован;

331 ОБВП, в/ч 15428, начало формирования в 1979 г в Бердичеве (Украина), в 1980 г. передислоцирован в пос. Обор (Хабаровский край), в 1994 г. расформирован;

94 ОБВП БиУ, в/ч 29728, сформирован в 1980 г. в г. Спасск-Дальний (Приморский край), в 1994 г. одна АЭ полка передислоцирована в Леонидово (Сахалинская обл.), другая АЭ – в Ново-Александровку (Сахалинская обл.) и третья АЭ -  в Долинск (Сокол, Сахалинская обл.). В 1997 г. все АЭ (из Леонидово и Ново-Александровки) перебазированы в Долинск (Сокол, Сахалинская обл) и в 2002 г. полк расформирован;

68 ОБВП, в/ч 07132, в 1990 г. передислоцирован из Налайхи (МНР) в пос. Бирофельд (Хабаровский край, Еврейская АО), в 1994 г. расформирован;

280 ОВП, в/ч пп 17668, сформирован в 1946 г. в Чите (Забайкалье) как ОТАП на самолетах, в 1956 передислоцирован через Винницу в Венгрию, затем, в 1958 г., в г. Каган (Средняя Азия), где перевооружен на вертолеты. Далее, в 1979 г., введен в Афганистан в Кандагар (ДРА). В 1988 г. передислоцирован из Кандагара (ДРА) в Леонидово (Сахалинская обл.) и в феврале 1989 г. расформирован;
     
- отдельные вертолетные эскадрильи:

19 ОСАЭ, в/ч 06886, сформирована в 1968 г. в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1994 г. расформирована;

178 ОВЭ ОП, в/ч 23311, сформирована в 1976 г. в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1992 г. расформирована;

8 ОСАЭ, в/ч 21901, сформирована в 1967 г. в Хабаровске (Большой, он же «Терек»), в 1979 г. введена в состав 257 ОСАП на аэродроме Хабаровск (Большой, он же «Терек»), в 1982 г. передислоцирована на Хабаровск (Гаровка-2, Хабаровский край), в 1994 г. передислоцирована в пос. Обор (Хабаровский край), 1998 г. расформирована;

11 ОСАЭ, в/ч 01404, в конце 60-х г. сформирована в г. Петропавловск-Камчатский (пос. Елизово, Камчатский край), Ми-8, Ан-12, в середине 90-х г. расформирована;

213 ОВЭ ОП, в/ч 06889, в 1978 г. сформирована на Буревестнике (о. Итуруп, Сахалинская обл.) на базе ? ОВО (в/ч 06889, м-р Герасимов), перебазировавшегося в 1978 г. из г. Уссурийска (Барановский, Приморский край). Имела 4 Ми-8, 8 Ми-24Д. В 1998 г. 213 ОВЭ ОП  переформирована в 101 ОВО, в/ч 74131, на том же аэродроме;

45 ОСАЭ, в/ч 03513, в 1968 г. сформирована в пос. Ново-Александровка (Сахалинская обл.), сначала 3 Ми-8, 3 Ми-4, 6 Ми-1. С 1973 г. 6 Ми-8, 6 Ми-2. В середине 90-х г.  расформирована;

304 ОВЭ ОП, в/ч 23273, в 1987 г. передислоцирована из Даурии (Читинская обл.) в пос. Ново-Александровка (Сахалинская обл.), 6 Ми-24В, 6 Ми-8Т, 2 Ми-9 (ВКП). В середине 90-х г.  расформирована.

239 ОВЭ ОП, в 1985 г. сформирована в пос. Камень-Рыболов (Приморский край), 6 Ми-24В, 6 Ми-8Т, 2 Ми-9 (ВКП). В 1986 г. передислоцирована в Газни (ДРА), после вывода из Афганистана передислоцирована в пос. Орловка (Амурская обл.), в середине 90-х г. расформирована.

32 ОВЭ, в/ч 12383, в 1968 г. сформирована в г. Уссурийске (Барановский, Приморский край), 3 Ми-4 (с 1973 г. Ми-8Т), 9 Ми-1 (с 1973 г. Ми-2), 2 Ми-6А ВЗПУ. В середине 90-х г.  расформирована;

39 ОВЭ ОП, в/ч 19036, сформирована в 1982 г. в пос. Барано-Оренбургское (Приморский край), и  передислоцирована в г. Уссурийск (Барановский, Приморский край), в середине 90-х г. расформирована;

33 ОСАЭ, в/ч 01952, в 1969 г. передислоцирована из Прибалтики в г. Дальнереченск (Голубовка, Приморский край). На вооружении 2 звена Ми-8Т по 3 ед., 3 звена Ми-2 по 3 ед., самолетный отряд 3 Ан-14 (Пчелка) и 2 Ан-2, впоследствии замененные на 2 Ми-6 (ВЗПУ). Всего 6 Ми-8Т, 9 Ми-2, 2 Ми-6 ВЗПУ. В середине 90-х г. расформирована;

? ОВЭ ОП, в/ч 22662, в 1985 г. сформирована в г. Биробиджан (Желтый Яр, ЕАО), Ми-8, в 1987 г.  передислоцирована в Бирофельд (ЕАО), в 1990 г. расформирована;
     
       - отдельные вертолетные отряды:

101 ОВО 573-й авиабазы АА (II разряда), в 2010 г. переформирован из 101 ОВО, в/ч 74131 на Буревестнике (о. Итуруп, Сахалинская обл.), функционирует;

14 ОВО, в/ч …, в 1968 г. сформирован в г. Биробиджан (Желтый Яр, ЕАО), Ми-4 (Ми-8), Ми-1 (Ми-2), в 1987 г. передислоцирован в Бирофельд (ЕАО), в 1989 г.  расформирован; 

17 ОВО, в/ч 19036, в конце 60-х г. сформирован в пос. Барано-Оренбургский (Приморский край), в 1982 г. переформирован в 39 ОВЭ ОП и передислоцирован в г. Уссурийск (Барановский, Приморский край);

12 ОВО, в/ч 21916, сформирован в 1967 г. в г. Хабаровске (Большой, он же «Терек»), Ми-2, в 1982 г. передислоцирован в г. Хабаровск (Гаровка-2, Хабаровский край), в 1989 г. расформирован.

27 ОВО, в/ч 26280, в 1967 г. сформирован в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1978 г. передислоцирован в пос. Возжаевка, в 1989 г. расформирован;

? ОВО, в/ч 13999, в 1973 г. сформирован в г. Белогорск (Амурская обл.), в 1978 г. передислоцирован в г. Свободный, в 1988 г. расформирован;

? ОВО, в/ч 23311, в 1973 г. сформирован в г. Белогорск (Амурской обл.), в 1976 г. переформирован в 178-ю ОВЭ ОП (огневой поддержки);

? ОВО, в/ч 23309, в начале 70-х г. сформирован в г. Уссурийске (Барановский, Приморский край), в конце 80-х г. расформирован;

? ОВО, в/ч …, в конце 60-х г. сформирован в пос. Камень-Рыболов (Приморский край), в 1985 г. переформирован в 239 ОВЭ;             

? ОВО, в/ч…, в начале 70-х г. (к-н Бровкин, для Бикинской дивизии) сформирован в г. Дальнереченск (Голубовка, Приморский край), 4 Ми-2. В конце 80-х г. расформирован;

? ОВО, в/ч…, в начале 70-х г.  (для Лесозаводской дивизии) сформирован в г. Дальнереченск (Голубовка, Приморский край), 4 Ми-2. В конце 80-х г. расформирован;

Звено управления при в/ч 32883 (авиадивизия в Калинке), 4 Ми-8Т, 1Ми-8П, 1Ми-9 ВКП, сформировано в 1991 г. в г. Хабаровске (Гаровка-2, Хабаровский край), в 1994 г. передислоцировано в г. Хабаровск (Большой, он же «Терек»), в 1997 г. расформирован.

- поисково-спасательные (космические) авиационные части:

11 ОСАЭ ПСС, в/ч 96014, сформирована в 1980 году на базе ОСАО ПВО. в г. Анадырь (Угольный, Колымский край). Имела на вооружении: самолеты - 3 Ан-12, 2 Ан-26, 1 Ил-14; вертолеты - 6 Ми-8Т.  В середине 90-х г. – расформирована.

? ОВО ПСС, в/ч… г. (м-р Плющиков) сформирован в 1985 г. на аэродроме Буревестник (о. Итуруп, Сахалинская обл.); на вооружении: 2 Ми-8, 2 Ми-14, в 19…г. расформирован (по другим данным -  передислоцирована на Черное море);
Были авиачасти ПСС ВМФ ТОФа, но их количество и структуру я не знаю. Базировались в Николаевке (Приморский край), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Май-Гатка (Хабаровский край). Авиачасти ПСС базировались в таких местах, куда не доставали ПСС армейской авиации, ВМФ ТОФа, дежурившие на полетах и по космосу.

- отдельные вертолетные части авиации РВСН:

52 ОВЭ, в/ч 29441, сформирована в 1966 г. в г. Свободный (ст. Ледяная, Амурская обл. Будущий космодром «Восток»), 4-6 Ми-8, в период 1988 – 1997 г.г. передана в ВКС и расформирована;

28 ОСАЭ, сформирована в 1955 г. в пос. Ключи Камчатские (Камчатский край). В 1966 г. переформирована в 84 ОСАП в пос. Ключи Камчатские (Камчатский край), 2 Ан-12, 4 Ан-26, 1 АЭ Ми-8Т, в 2001 г. расформирован. В 2002 г. на его базе сформирована 329 ОСАЭ РВСН, Ми-8, самолеты (типы и количество не знаю) - функционирует.

- отдельные авиационные отряды железнодорожных войск:

Сформированы в 1974 году для обеспечения строительства восточного участка БАМа корпусами железнодорожных войск МО СССР. Каждый ОВО имел по 6 Ми-8Т.

105 ОВО, в/ч 35426, в 1974 г. сформирован в пос. Чегдомын (Хабаровский край), в 1985 г. расформирован;

61 ОВО, в/ч 73746, сформирован в Тюмени, в 1974 г. передислоцирован  в пос. Тында (Амурская обл.), в 1985 г. расформирован.

Авиация ВВ МВД СССР (РФ)

В 1979 году в г. Хабаровске, на аэродроме «Большой» (Терек), начала формирование 1 ОСАЭ МВД СССР (РФ), в/ч 3524. В ее составе сейчас 3 звена вертолетов Ми-8МТ(МТВ-2) по 3 ед.,(всего 9 ед.) и 2 самолета Ан-26 - функционирует;

С 1981 года на базе 1 ОСАЭ формировалась 2-я ОАЭ МВД СССР (РФ), в/ч 3543. В ее составе 2 звена по 3 вертолета Ми-8МТВ-2 – всего 6 ед. В 1987 году она была перебазирована в г. Чита (Забайкальский край), а в 2007 году – в Иркутск (Иркутской обл.) - функционирует.

Авиация ПВ КГБ СССР (ФСБ РФ)

? ОСАП ПВ, в/ч 2127, (сейчас отряд) во Владивостоке (Озерные ключи, сейчас это фактически Кневичи, Приморский край) - функционирует.

Отдельное подразделение (сейчас даже не знаю, как назвать, от армейских названий: - эскадрилья, звено и прочего, они отказались. Назовем - отряд).

16 ОСАЭ, в/ч 2460, (сейчас отряд), в 60-х был полк) в г. Хабаровск (Большой, он же «Терек», Хабаровский край) - функционирует;

? ОСАЭ, в/ч 2199, (сейчас отряд), в 60-х был полк), в г. Южно-Сахалинск (Хомутово, Сахалинская обл.) – функционирует;

? ОСАЭ, в/ч 2151, (сейчас отряд), в 60-х был полк) в г. Петропавловск-Камчатский (Елизово, Камчатский край) - функционирует;

? ОСАЭ, в/ч 9828, в г. Магадан (Магаданская обл., бывший Магаданский край) - расформирована;

? ОСАЭ, в/ч 2305, пос. Бухта Провидения (Чукотская АО, Колымский край) – расформирована;

? ОСАЭ в г. Благовещенск (Игнатьево, Амурская обл.) - расформирована;

? ОАЭ в г. Анадырь (Угольный, Колымский край) - расформирована;

? ОСАЭ в пос. Менделеево (о. Кунашир, Сахалинская обл.) - расформирована.
Сейчас авиация вахтовым методом летает в Тикси, Кепервеем, Бухта Провидения, Мыс Шмидта, Менделеево (о. Кунашир), Благовещенск.
По пограничной авиации пока больше – ничего: болтать не любят, сильно секретятся. Еле-еле удалось узнать номера некоторых воинских частей.

Авиация МЧС РФ
Предтечей авиации МЧС можно считать отдельный вертолетный отряд гражданской обороны (ГрОб), созданную под эгидой МО СССР. Его создали из вертолетов отдельного смешанного авиационного полка ПВО на аэродроме в Гаровке-2, который был расформирован в 1981 г. Причем, все самолеты были переданы в транспортный авиационный полк на Хабаровске (Большом) (в 257 ОСАП, в/ч 35471), а из вертолетов Ми-8Т, Ми-6А был сформирован ОВО гражданской обороны.

137 ОВО ГО, в/ч 03111, сформирован в 1981 г., в г. Хабаровске (пос. Гаровка-2, Хабаровский край), в 1999 г. расформирован (переформирован и передан в МЧС РФ) в 171 ОСАЭ МЧС, в/ч 42663 и перебазирован на аэродром Хабаровск (Большой, он же «Терек»).
Сейчас авиация МЧС РФ сведена в Авиационный спасательный Центр МЧС РФ и состоит из самого Авиационного спасательного Центра в г. Хабаровске (Большой, он же «Терек») и 4-х отдельно-базирующихся звеньев (Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Якутск) - функционируют.
В Хабаровске базируются: 2 Ми-8, 2 Ми-26, 1 Бе-200, 1 Ан-74 – это на «Тереке», и еще 2 Ми-8 – в аэропорту «Хабаровск (Новый)».
В каждом отдельно-базирующемся звене – по 1 Ми-8 и по два экипажа летного состава.
Несколько лет назад с летчиков МЧС начали снимать погоны и переводить в гражданские летчики. Потом передумали. Сейчас у них «сборная солянка» - часть летного состава – гражданские специалисты, часть - военные. Даже летают иногда в смешанном составе экипажей. А гражданских авиационных специалистов МЧС перевели на военные документы и нормативы, регламентирующие летную работу и обеспечение полетов. Вот так.

Вот такая канва образования и развития вертолетной авиации всех ведомств на Дальнем Востоке. Истинные наименования многих авиачастей я забыл, в/ч – то же. А спросить -  уже не у кого. Во всяком случае, все эти авиачасти существовали реально, не на основании домыслов.
Полки и эскадрильи были расформированы в период наступления либерастии и дерьмократии, то есть, где-то 92-94 года или чуть позже, а отряды – до 90 г. Отряды были либо расформированы, либо переформированы в ОВЭ огневой поддержки. Естественно, в моем изложении наверняка есть неточности и пробелы. Прошу добавлять и поправлять.

С уважением
Михаил

Отредактировано kmm201 (2015-04-01 12:06:56)

Благодаря Вашей теме идентифицировал у себя в коллекции знак. И хочу добавить 61 ово был сформирован в 1970 году.

0

95

фалерист написал(а):

Благодаря Вашей теме идентифицировал у себя в коллекции знак. И хочу добавить 61 ово был сформирован в 1970 году.


Очень благодарны. Важна каждая цифра, особенно с другого региона.
Михаил.

0

96

Уважаемый Михаил Михайлович!

Огромнейшее Вам спасибо за интереснейшую историческую и аналитическую информацию!
Начинавшаяся всего с пары вопросов три месяца назад "ветка", благодаря Вам и Радику, набрала "вес" и "мощь". Таким образом удалось "вывести белое пятно" истории "вертолётных войск" на Дальнем Востоке.

А по поводу неотвеченных вопросов- что ж, "будем искать", как говорил герой одного из старых-добрых фильмов... Ибо дорогу осилит только идущий...

Здоровья Вам, уважаемые форумчане, мира и добра!
С уважением
Сергей

0

97

Уважаемый Михаил Михайлович!
Совсем забыл - отдельное Вам спасибо за информацию по Ан-14 и Як-40. Они тоже были у меня "белыми пятнышками"...

0

98

Здравствуйте, Сергей!
Не знаю, нужна ли Вам эта информация или нет, но на всякий случай...
С 1987 года по 1996 год служил в Чите, ЗабВО. Рядом, через забор, дислоцировалась отдельная авиационная эскадрилья ПВ. Номер войсковой части и действительное наименование у Вас наверняка есть, а мне лень искать, но по авиатехнике хочу сказать следующее: вертолетов - 6 Ми-8Т, самолетов - 2 Ан-24 и 1 Як-40. Организационно имела в своем составе ОБАЗ в Кызыле (туда и летали, в основном, Як-40 и Ан-24) и несколько оборудованных баз для вахтового дежурства (по две бетонных площадки, заправка, связь, охрана, место отдыха). Одна в поселке Кокуй, что под Сретенском. Названия других забыл.

С уважением
Михаил.

0

99

Уважаемый Михаил Михайлович!
Большое спасибо!
В книге А.Кулебы Крылья спецслужбы России по истории авиации ПВ указывается, что в Чите в 1991 году дислоцировался 18 оап, а в Кызыле - оаэ. Возможно, Вы знаете её номер?
Почему-то в 18 оап у меня числятся и 4 Ми-6!?

Большое спасибо за информацию про Як-40 в Чите!
До Вашим воспоминаний знал только про 2 в Алма-Ате, 1 - в Шереметьево, 1 - в Ставрополе, 1 - при ШЛИ в Ахтубинске (подарен ОКБ Яковлева). Всего - 5 машин. Теперь их 9! Ещё бы бортовые (регистрационные) номера времён СССР по Як-40 на территории ДальВО и ЗабВО!

0

100

aviafan написал(а):

В книге А.Кулебы Крылья спецслужбы России по истории авиации ПВ указывается, что в Чите в 1991 году дислоцировался 18 оап, а в Кызыле - оаэ. Возможно, Вы знаете её номер?


Здравствуйте, Сергей!
Я тоже неоднократно "велся" на интернетную туфту как и Вы. Подробнее...
18 отдельная авиационная эскадрилья ПВ КГБ СССР, в/ч 2541 была сформирована в Чите в сентябре 1967 года. До этого в ЗабПО с тридцатых по шестидесятые годы была 9 ОАЭ, которая базировалась в пос. Белая под Иркутском. Во время "миллиона двести" 1959-1961 гг ее "ухайдокали".  18 ОАЭ ПВ ФСБ РФ существует и поныне. В период после 1996 по 2006 гг она переименовывалась в авиационный полк, номера не знаю, в/ч - та же. Состав полка не менялся по сравнению с авиаэскадрильей. В Кызыле так же как существовало, так и существует ОБАЗ от 18 ОАЭ в три борта Ми-8. В период после 1996 по 2006 переименовывалось в ОАЭ, но потом все вернулось на "круги своя". Состав авиатехники тот же, что я давал ранее: 6 Ми-8Т, 2 Ан-24, 1 Як-40. В ОБАЗе - 3 Ми-8Т. Сейчас Як-40 нет, списан. Регистрационные и заводские номера узнать возможности не имею. ОБАЗ тоже готовится к расформированию. Ми-6 - очередная туфта от невнимательности, либо от некомпетентности.
С уважением
Михаил.

0

101

Большое спасибо, уважаемый Михаил Михайлович!
Буду теперь знать...
Но, всё же, интересно - ведь А.Б.Кулеба - полковник именно авиации ПВ, прослуживший в ней более 25 лет и имеющий доступ и к архивам, и ко служебным документам. Неужели и у него ошибки в книге? Ведь и друзья-авиаторы перед публикацией книгу, наверняка, читали, да и рецензент уж больно важный - начальник Управления авиации...
Он даёт структуру не только на 1991 год, но и последующие реформы: создание, реформирование, расформирование оаэ, оап после 1992 года.
По его данным, на начало 1991 года - 10 оап и 8 оаэ, плюс 4 оаэ, 4 аз, 1 ао, входившие в состав оап (оаэ), но базировавшиеся отдельно. АТ: штат - 317, список - 292 ЛА. На 1996 год - 26 авиационных частей, список -292 ЛА...
Это с.173 и 176 книги...

Уважаемые Михаил Михайлович и Радик!
Если есть желание, можем создать отдельную ветку и поговорить в подобном "ключе" про "вертолётные войска" ЗабВО и СибВО. Думаю, тема не менее интересная, т.к. снова охватывает территории, не попавшие под действие Договора от 1988 года...
Либо продолжить разговор на этой "ветке"...

0

102

aviafan написал(а):

Большое спасибо, уважаемый Михаил Михайлович!
Буду теперь знать...
Но, всё же, интересно - ведь А.Б.Кулеба - полковник именно авиации ПВ, прослуживший в ней более 25 лет и имеющий доступ и к архивам, и ко служебным документам. Неужели и у него ошибки в книге? Ведь и друзья-авиаторы перед публикацией книгу, наверняка, читали, да и рецензент уж больно важный - начальник Управления авиации...
Он даёт структуру не только на 1991 год, но и последующие реформы: создание, реформирование, расформирование оаэ, оап после 1992 года.
По его данным, на начало 1991 года - 10 оап и 8 оаэ, плюс 4 оаэ, 4 аз, 1 ао, входившие в состав оап (оаэ), но базировавшиеся отдельно. АТ: штат - 317, список - 292 ЛА. На 1996 год - 26 авиационных частей, список -292 ЛА...
Это с.173 и 176 книги...


Здравствуйте, уважаемый Сергей!
Как мне не хотелось, но Вы опять отправили меня в дебри информации и моей дырявой памяти. Я добыл информацию из первоисточника: у человека, который был сначала зам. комэском этой эскадрильи, затем комэском и, наконец, зам. командира полка. Вот какая получилась картина.
По состоянию на конец 1991 года.
18 ОАЭ ПВ КГБ СССР с 1967 года базировалась в Чите. Имела в своем составе 5 звеньев вертолетов (всего 20 шт.) и один самолетный отряд (сначала 2 самолета, потом 3).
На базе в Чите: 3 звена Ми-8Т (по 4 шт. в звене, всего 12 шт.), 1 звено Ми-24 (4 шт.) и самолетный отряд 2 Ан-26. Раскрас гафовский. ОБАЗ в Кызыле: 4 шт. Ми-8Т.
При вопросе насчет Ми-6 я был высмеян: их в ПВ не было никогда.
В период с декабря 1992 года по март 1993 года из личного состава 18 ОАЭ и авиатехники и личного состава и авиатехники авиационных частей, выведенных из Средней Азии (вероятно, в книге Кулебы это и есть номера тех авиачастей.) был сформирован 18 ОАП ПВ РФ  в составе 3-х АЭ: вертолетной и самолетной в Чите (добавлен 1 Ан-72 (74?) и вертолетной в Кызыле, которая получила статус ОБАЭ. ОБАЭ была штатной АЭ 18 ОАП и собственного наименования не имела. Номер войсковой части как и у полка. Где-то в 2006 году 18 ОАП расформировали до 18 ОАЭ, остальное сократили.
Относительно автора книги и рецензатора: автор книги - политработник, рецензатор (Начальник пограничной авиации РФ) - не летчик, Образование - инженерно-техническое. Выводы делайте сами.
Относительно Як-40. В 18 ОАЭ своего не было, но часто базировались перелетчики из других пограничных авиачастей.
С уважением
Михаил.

Отредактировано kmm201 (2015-07-08 14:11:12)

0

103

Уважаемый Михаил Михайлович!
Огромное Вам спасибо за время, уделённое моим вопросам, и, конечно, за исчерпывающие ответы по ним от очевидцев тех событий!

0

104

Уважаемый Михаил Михайлович!

В официальных документах о передаче АА из ВВС в СВ в 1990 году в ДальВО числится всего один ово - 60-й (Уссурийск)...

И ни слова про 39 овэ (Уссурийск), 239 овэ (Орловка) и 33 осаэ (Дальнеречинск)...

Возможно, они остались в ВВС, или по состоянию на май 1990 года уже не существовали?

0

105

kmm201 написал(а):

в Хабаровске (Большой, он же «Терек»)

Правильно - Хабаровск (Центральный)

aviafan написал(а):

во Владивостоке (Озерные ключи, сейчас это фактически Кневичи

Это одно и тоже. после постройки новой полосы, аэродром из Озёрных Ключей переименовали в Кневичи

0

106

rad09696 написал(а):

31.12.79 на аэр.Бада на базе 21 бап сформирован 123 оасо в/ч 20108

Этот отряд к 21-му БАП никогда не имел никакого отношения. Потому как в боевых полках никогда не было лётных поисково-спасательных подразделений (а тем более - отдельных). Да и принадлежность их была разной. Про этот отряд говорили, что он - для поиска и спасения космонавтов, а 21-й БАП тогда входил в состав ДА (30-й А).  Да и в Баду он перелетел лишь в сентябре 83-го

0

107

Да, и если уж зашёл разговор о Баде, то слыхал, что где-то с 55/56 гг там базировались Ми-1, а в 60-х - 2 Ми-4. Но вот кому принадлежали - не знаю

0

108

Спасибо, уважаемый Кара, за уточнения!

0

109

По 280 овп:
- до ДРА - в/ч 22523,
- в ДРА - пп 17668,
- после ДРА - в/ч 06862.

0

110

aviafan написал(а):

Уважаемый Михаил Михайлович!
В официальных документах о передаче АА из ВВС в СВ в 1990 году в ДальВО числится всего один ово - 60-й (Уссурийск)...
И ни слова про 39 овэ (Уссурийск), 239 овэ (Орловка) и 33 осаэ (Дальнеречинск)...
Возможно, они остались в ВВС, или по состоянию на май 1990 года уже не существовали?


Здравствуйте, Сергей!
Долгое время я отсутствовал (по всей России посещал оставшихся в живых ветеранов моего поколения) и поэтому немного отстал от дискуссий.
По порядку.
1. Вертолетные эскадрильи, уже ранее состоявшие в штатах танковых дивизий СВ ДВО:

В 35 ОА:
- 178 ОВЭ (Белогорск), в\ч 23311 (в 21 гв. ТД)

В 5 ОА:
- 39 ОВЭ (Барановский), в/ч 19036 (в 77 ТД, либо непосредственно в 5 ОА)
Это цитата из поста, что я Вам уже давал. Эти ОВЭ уже были в составе ОА Сухопутных войск с момента формирования (178 ОАЭ – с 1976 г., 39 ОВЭ – с 1982 г.), еще до 1990 года. Расформированы обе в начале 90-х годов, ближе к середине.
           
            2. – 239 ОВЭ (Орловка), в/ч 21294, после вывода из ДРА в Орловку в конце 1989 года расформирована в Орловке до середины 1990 года;
           
           3. – 33 ОСАЭ, в/ч 01952, (Дальнереченск (Голубовка) расформирована, вместе с двумя ОВО из того же Дальнереченска (Голубовка), в/ч 34110 и в/ч 23437, еще в 1989 г. еще до передачи в СВ.
           
           4. – если можно, подскажите откуда у Вас информация, что один из этих ОВО имеет действительное наименование 61?
Ваш пост:
По Голубовке удалось найти вот что:
33 осаэ Дальнеречинск (Голубовка) РСФСР    ДальВО АА??? 6 Ми-8 9 Ми-2 2 Ми-22
61 ово Дальнеречинск (Голубовка) РСФСР    1 ВА ВВС 4 Ми-2 (расформирован в 1985 году)
??? ово Дальнеречинск (Голубовка) РСФСР    1 ВА ВВС 4 Ми-2 (расформирован в 198? году)
В приказе о передаче АА в СВ 33 осаэ не значится...
Т.е. в 1990 году её уже не было?

Ответ kmm201^
61 ОВО, в/ч 73746, был сформирован в 1970 году в Тюмени, затем в 1974 году перебазирован в Тынду для обслуживания бамовского корпуса железнодорожных войск МО СССР и в 1985 году расформирован после окончания строительства БАМа. Я Вам об этом информацию давал. Источник – подполковник Мудраченко, командир этого отряда, с коим я лично знаком.

А по существу Вашего вопроса – повторяюсь: один из этих отрядов имел наименование 147 ОВО. Но, возможно, это наименование имел и отряд м-ра Герасимова, который перебазировал ? ОВО из Уссурийска на о. Итуруп, из которого сформировали      213 ОВЭ, в/ч 06889, затем – в 101 ОВО 573-й авиабазы на о. Итуруп.

С уважением
Михаил

0

111

Уважаемый Сергей!
Я по поводу Вашего запроса, присланного Вами мне по "емеле", насчет вертолетов авиации МВД по спецзаказу.
Даже не знаю, как начать.

В 18-м веке в русской гвардии служил один бельгиец по имени Сиверс Меринг. Ничем особенным не прославился, кроме одного: так самозабвенно врал, что и сам начинал верить своему вранью. Языкастые гвардейцы сразу забацали слоган-поговорку: "Врет как сивый мерин".
У него была жена - рослая, сухая, с лошадиной челюстью, в сивом парике, невнятной речью на плохом русском языке и франко-бельгийском прононсом. Естественно, когда она что-то вещала, гвардейцы говорили: "Бред сивой кобылы!".

Сергей, выбирайте сами: то ли "правду" от сивого мерина, то ли бред сивой кобылы.
В авиации ВВ МВД первые вооруженные вертолеты (транспортно-боевые Ми-8 МТВ-2) появились в 1990 году, да и то без вооружения и боеприпасов. Мы боеприпасы для вертолетов в Чечне в 1996 году банально воровали у армейцев. Потом начали централизованно закупать после 1996 года.
А конвойные войска ВВ МВД и зоны упразднили из сферы ответственности МВД в 1989 г. С этого момента они перешли под юрисдикцию МинЮста, у которого есть свой спецназ и авиация им не требуется.
Крупнокалиберные пулеметы нужны для уничтожения легкобронированных целей и живую силу в защищенных укрытиях. Вероятно , в зонах и тюрьмах у зеков БТРов пруд пруди а ДОТы и ДЗОТы - через каждые 50 м...! Особенно мне понравилось выдвижение пулемета вбок, что бы не зацепить при стрельбе борт вертолета! Некомпетентный бред! Бедные летчики с Ми-24П - небось все вертолеты в дырках от пушки ГШ-23/2! А против боевиков неплохо себя показали и пулеметы ПКТВ в 7,62 мм
А вооруженных восстаний в зонах за всю историю зафиксировано всего одно: в 50-х годах в ВоркутЛАГе. Было несколько вооруженных групповых побегов. И нигде массовых жертв не было. Ибо за каждую смерть зека начальство зоны несло и несет персональную ответственность. Для них невыполнение трудового плана - самое страшное, как и смерть трудовой единицы. Все это - либералистические припадки.
С уважением
Михаил

0

112

Уважаемый Михаил Михайлович!

Огромное Вам спасибо за правки и уточнения по структуре и за интересную информацию по Ми-8!
Т.к. за 2.5 месяца, к сожалению, никто так и не смог на них ответить...

По 61 ово - моя ошибка: скопировал и не заменил Голубовку на Тынду...

- вертолетные эскадрильи, уже ранее состоявшие в штатах танковых дивизий: В 35 ОА - 178 ОВЭ (Белогорск), в 5 ОА: 39 ОВЭ (Барановский), (в 77 ТД, либо непосредственно в 5 ОА) -
насколько это часто практиковалось (овэ и ово в СВ), кто из авиационных начальников ими командовал в СВ, если все вертолёты в подчинении ВВС? Это какой-то эксперимент в масштабах ДальВО или он практиковался во всех ВС и есть ещё подобные примеры по другим ВО?

- 11 осаэ в приказе о передаче АА числится в Краснореченском, а это Хабаровский край, р-н Дальнегорска, а на Камчатке? Его сюда перевели?;

- звено управления в Калинке/10-й участок - это, похоже, не бад, а 28 иад или 26 гбап (Су-24);

- если верить "Одноклассникам", то 105 ово Чегдомын просуществовала не до 1985, а до декабря 1987 года...

- подсказывают, что существовала овэ в Вологде, якобы принадлежавшая железнодорожным или трубопроводным войскам. Возможно, Вам попадалась информация по ней или Ваши коллеги смогут помочь?

Прошу прощения, но снова по Ми-26 в ДальВО, как голый про баню :flirt:
Помню, что Вы писали, что Ми-26 в ДальВо не было, да и задач для них - тоже...
Вот что попалось на этом форуме:
"91 Отдельный Авиационный Отряд В составе корпуса ПВО Елизово (Камчатка) с 1988 года 3 ми-26,3 ми-8, с 1993 года ОАЭ. Сейчас не знаю".
Т.е. человек указывает их число - 3 и время, с которого они там появились - 1988 год...

И, как обещал, создал ветку по "вертолётным войскам" СССР. Буду благодарен за уточнения и дополнения от Вас и Ваших коллег...

0

113

Уважаемый Михаил Михайлович!
Возможно, Вы подскажете, кому придавались в АА (ВО, АК, ОА, ТА и т.д.) следующие эскадрильи:

213 овэ Буревестник (Итуруп) ???
304 овэ Ново-Александровск ???
221 осаэ Чита (Черёмушки) непосредственно ЗабВО?

0

114

aviafan написал(а):

- звено управления в Калинке/10-й участок - это, похоже, не бад, а 28 иад или 26 гбап (Су-24);

Маловероятно,что 26-й гбап,так как 26-й гбап входил в состав 83-й бад (а/д Хурба),у которой было звено управления,базировавшееся на а/д Хурба...

0

115

Спасибо, уважаемый Fencer!

Тогда остаётся 28 иад...

Отредактировано aviafan (2015-12-07 07:30:56)

0

116

Здравствуйте, Сергей!
На первый вопрос отвечу последним: он достаточно обширный. На остальные по порядку.
1. Насчет Краснореченска – мой ляп. Правильно – с. Краснокаменское. Оно сейчас вошло в границы пос. Елизово, где находится одноименный аэродром, в качестве жилого района. Ранее было самостоятельным образованием и находилось на противоположной стороне ВПП, если смотреть от КДП. А Краснореченское, это пригород Хабаровска. Я там одно время жил, вот меня и подклинило. Дальнегорск – бывший Тетюхе – находится не в Хабаровском крае, а в Приморском, в горах, и военной авиации там никогда не было.

2. Звено управления в Калинке/10-й участок. Самолеты – не моя епархия. Тем более, что Калинка/10-й участок многократно менял свое как боевое предназначение, так и авиатехнику. Но бывший командир этого звена управления – майор Низамутдинов, мой однокашник - лично мне дал, предварительно сверившись по моей просьбе с летной книжкой, такую информацию: данное звено управления подчинялось авиадивизии на 10-м участке (какой – не знаю!). Звено базировалось сначала в Гаровке-2, затем в Хабаровске на «Тереке», а печати в летные книжки ставили в 257 транспортном авиаполку. Я не знаю, то ли в это время в Калинке была дивизия в виде головного авиаполка, то ли базировался авиаполк от Хурбинской авиадивизии. Но он говорил именно об авиадивизии в Калинке, ибо в Хурбе было свое звено управления. И еще раз напоминаю, что шло почти непрерывное переформирование авиаполков, дивизий, их предназначения и боевого состава. За состав звена и его базирование – зуб даю. Остальное - не моя это епархия. И думаю, что fenster по логике прав.

3. Относительно 105 ОВО (Чегдомын), а заодно – и 61 ОВО (Тында). Начнем с начала. Впервые я узнал о планах расформирования этих ОВО в составе железнодорожных корпусов МО (Тындинского и Чегдомынского, которые строили восточный участок БАМа), осенью 1984 года. В это время я работал в составе авиагруппы по обеспечению комиссии Политбюро ЦК КПСС во главе с Гейдаром Алиевым, которого пригласили на стыковку «золотого звена» в Куанде. Тогда на совещании Г. Алиевым было озвучено о расформировании этих корпусов и обеспечивающих структур в 1985 году, после устранения недоработок и недостатков. В первую очередь расформировывали корпуса. Мне не известно, когда был подписан приказ. Но в 1985 году летчики в Тынде и Чегдомыне уже во всю говорили о расформировании ОВО и все подыскивали себе места и стремились за границу или на запад. Расформирование требует определенное время, иногда длительное. 61 ОВО в Тынде прекратил существование в конце 1986 года. 105 ОВО в Чегдомыне был расформирован позже, так как у них произошла авиакатастрофа: при авиационном происшествии погиб летчик. Разборки, уголовное дело, следствие – все это не укорачивало времени расформирования. Но приказ то уже был. И давно. И с какого времени считать расформированием: с момента приказа о его начале (где-то 1985 г.), или с момента сдачи начштаба печати (1987 г.)? Кстати, летчики и техники разъехались значительно раньше. Это как о наличии авиатехники: фактически или по штатам.

4. По поводу ОВЭ в Вологде ничего не слышал, но задачи по обеспечению газопровода и нефтепровода из Сибири на Запад до конца 90-х годов выполняли экипажи авиации ВВ МВД из ОАЭ в г. Сыктывкар. Одно время наше начальство даже собиралось прибрать это направление на постоянку.

5. Ми-26 в ПВО на Дальнем востоке: не видел, не слышал, не нашел никого, кто это подтвердил бы. Мои теоретические рассуждения Вы знаете. В свое оправдание могу сказать лишь то, что с лета 1987 года я служил уже в Забайкалье, в Чите. Допускаю, что их откуда то передали в 91 ОТАО как и в Норильск. Возможно, даже из той же Кяхты, ибо мне не известно, куда дели остальные Ми-26 из авиаполка, кроме 4-х , переданных в ПВО на Север. Больше мне добавить нечего.

С уважением
Михаил

Отредактировано kmm201 (2015-12-07 09:07:42)

0

117

aviafan написал(а):

Уважаемый Михаил Михайлович!
Возможно, Вы подскажете, кому придавались в АА (ВО, АК, ОА, ТА и т.д.) следующие эскадрильи:

213 овэ Буревестник (Итуруп) ???
304 овэ Ново-Александровск ???
221 осаэ Чита (Черёмушки) непосредственно ЗабВО?


Сергей!
213 ОВЭ Буревестник (Итуруп) и 304 ОВЭ Ново-Александровск переданы в 1990 году в штаты 51 ОА (Сахалин, Курилы, Камчатка). До 1990 года они обеспечивали 68 АК и 18 ПулАД.
221 ОСАЭ Чита (Черемушки) всегда входила в штаты и подчинялась штабу ЗабВО, и до 1990 гда и после.

Михаил.

0

118

Теперь о 178 ОВЭ и 39 ОВЭ.
Повторюсь в том, что я писал уже раньше. После окончания войны во Вьетнаме, где американцы очень массово применяли вертолеты в интересах и подчинении наземных войск. Там с самого начала вертолетные подразделения входили в штаты пехоты и подчинялись наземным дивизиям и армиям. Была даже создана авиакавалерийская дивизия типа «Трикап». В ней, например, командир роты (капитан) имел в подчинении около 130 человек бойцов, 31 вертолет и много чего другого. Причем, сам командир роты и командиры взводов (лейтенанты) летали командирами вертолетов. Командирами остальных вертолетов были сержанты. То есть авиация полностью стала авиапехотой. У командира роты (капитана) было в подчинении 31 вертолет, у командира взвода (лейтенанта) – 10 вертолетов. Сравним: у нас командир звена (капитан) командует 3-4 вертолетами, а командир эскадрильи (подполковник) – 16-21 вертолетами. Причем, задачи узко авиационные.
К 1975 году наши стратеги разродились новой идеей. Решили ввести в штаты общевойсковых (танковых) армий и в танковых дивизий отдельные вертолетные эскадрильи для непосредственной огневой поддержки войск (в первую очередь танковых) на поле боя.
Нельзя сказать, что ничего не предпринималось ранее. С 1969 года было сформировано 3 ДШБР: Магдагачи, Могоча, Цулукидзе). Но структуры оказались неповоротливыми и малоэффективными. Пехота просто не знала, что с ними делать. Авиагруппы из их состава сначала разделили на две части и довели численность авиатехники и личного состава их до двух авиаполков: транспортного и боевого. Затем полки вообще перевели в разряд отдельных, расформировав ДШБР. Магдагачинская ДШБР входила в штаты штаба КДВО, а оперативно подчинялась 35 ОА в Белогорске (Амурская обл.). Кстати, американская дивизия «Трикап» то же не прижилась и была расформирована: нельзя «держать в одной упряжке коня и трепетную лань».
Новая структура должна быть более мобильной в оперативном и тактическом отношении. И если ДШБР отводилось всего 2 часа на «жизнь», то ОВЭ огневой поддержки этот срок не оговаривался вообще. Во всяком случае, сколько будет жить армия, дивизия – столько и авиаэскадрилья.
В 1975 году в г. Белогорске (Амурская обл.) в КДВО начался общесоюзный эксперимент по обкатке новой структуры, штатов новых ОВЭ (ОП). На базе 19 ОСАЭ, в/ч 06886, командир подполковник Балабаев Л.В., с привлечением авиатехники и личного состава 319 ОВП (Черниговка) и 825 ОВП (Среднебелая), была временно сформирована экспериментальная отдельная вертолетная эскадрилья. Была обкатана тактика применения и взаимодействия с наземными частями и подразделениями непосредственно на поле боя. Эксперимент продолжался больше месяца, был признан успешным и в октябре 1976 года начала формирование первая отдельная вертолетная эскадрилья для огневой поддержки 21 гвТД. ОВЭ создавалась на базе ? ОВО, в/ч 23311, командир майор Кондрашов Н.И. Она получила наименование 178 ОВЭ, в/ч 23311.
Первые штаты: 2 звена Ми-24В по 4 ед., всего 8 ед.; 2 звена Ми-8Т по 4 ед., всего 8 ед.; 1 звено Ми-2, 4 ед. Всего 20 вертолетов. Тылы и ТЭЧ были собственными, а не «кустовыми».
В 1977 году звенья были реформированы в отряды. Стало: 1 отряд Ми-24Д - 6 ед.; 1 отряд Ми-8Т - 6 ед.; 1 отряд Ми-9 - 2 ед. и Ми-2 – 4 ед. Всего 18 вертолетов. И все это выло введено в штаты 21 гв. ТД, командир полковник Тихомиров.
В 1976 году, одновременно со 178 ОВЭ, на базе ОВО в Безречной (Читинская обл.), ЗабВО, была сформирована  205 ОВЭ, в/ч 06887, которая вошла в штаты 40 ОА ЗабВО. Не знаю ее первичные штаты, но в ДРА у нее было 2 отряда по 8 Ми-24Д, 2 отряда по 8 Ми-8МТ и 1 отряд Ми-8ВЗПУ или Ми-9. Так как у нее было подчинение 40-й ОА, то, возможно этим объясняется увеличенный, по сравнению со 178 ОВЭ, штат вертолетов и личного состава. Вообще штаты таких ОВЭ почти всегда были индивидуальны, например, 213 ОВЭ на Итурупе в составе 68 АК было 6 Ми-24 и 4 Ми-8. Всего 10 вертолетов.
После этих ОВЭ началось повсеместное формирование их от ГДР до Курил.
39 ОВЭ, в/ч 19036, была сформирована в 1982 году в Уссурийске (Приморский край) на базе 17 ОВО из Барано-Оренбургского. Вряд ли она входила в штаты 77 ТД, так как дивизия была кадрированная. Вероятнее всего она входила в штаты 5 ОА. Штатное расписание точно не знаю.
По поводу командования и управления этими ОВЭ. Сначала их формирования командиры ОВЭ подчинялись непосредственно командиру (начальнику) структуры, в чьем подчинении они были. Где-то с начала 80-х годов при штабах ОА, АК, ДШБР начали организовываться авиационные отделы и в структурах появились начальники авиационной службы (авиационного отдела), через которые и производилось оперативное управление подчиненной армейской авиацией. Первым начальником авиационной службы в 35 ОА с 1982 года был полковник Паринский, который в 1983 году трагически погиб в Торжке во время показательного полета на Ми-26 в качестве пассажира со многими другими начальниками. В его прямом и оперативном подчинении были: 398 ТБВП (Магдагачи) и 394 БВП (Среднебелая) от 13 ДШБР (Магдагачи), 19 ОСАЭ (Белогорск), 178 ОВЭ (Белогорск), 89 ОВО (Свободный), 27 ОВО (Возжаевка).
Первым начальником авиационной службы в Магдагачинской ДШБР с 1982 года был полковник Кондрашов, который сформировал 178 ОВЭ. В его прямом и оперативном подчинении были: 398 ТБВП (Магдагачи) и 394 БВП (Среднебелая) от 13 ДШБР (Магдагачи).
И все это было до передачи армейской авиации из ВВС в АСВ округов в 1990 году. Думаю, что ответил на Ваш вопрос, хоть и достаточно подробно и многословно.

С уважением
Михаил.

Отредактировано kmm201 (2015-12-07 15:19:12)

0

119

Уважаемый Михаил Михайлович!
Огромнейшее Вам спасибо за интересные воспоминания и за ответы на вопросы, которые давно искал!
Материал просто бесценен!..
Особенно интересно про овэ, приданную пулемётно-артиллерийской дивизии!

Отредактировано aviafan (2015-12-07 22:38:38)

0

120

Сергей, здравствуйте!
Я не знаю, входила ли 213 ОВЭ в штаты 18 ПулАД (мне кажется, что она входила в штаты 68 АК), но то, что она их обслуживала в оперативном отношении - это факт. После 90-го года есть выписка из исторического формуляра ее преемника - 101 ОВО. До 90-го года - только на словах от бывшего летчика этой ОВЭ. А вот справка (выписка с исторического формуляра авиачасти).

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первый вертолётный отряд под командованием майора В.Герасимова на аэродром «Буревестник» был перебазирован из Уссурийска. 04 августа 1978 года прилетели 4 Ми-8, а в апреле 1979 года – 8 Ми-24Д и была сформирована 213 отдельная авиационная эскадрилья (в/ч 06889). 01 сентября 1998 года 213 ОАЭ была расформирована и на её базе 06889 на основании приказа Начальника Генерального штаба от 02.06.1998 года № 32/10/0293 был сформирован 101 отдельный вертолетный отряд  с дислокацией на аэродроме «Буревестник» о. Итуруп.  С 01.09.1998 года 101 ОВО приступил к выполнению задач по плану 68 Армейского корпуса и 18 ПулАД. С 2003 года 101 ОВО переподчинен 11 А ВВС и ПВО.
Согласно директивы ГШ ВС РФ и директивы ГК ВВС 2010 года 101 ОВО был переформирован в подразделение - вертолетный отряд 573 авиационной базы армейской авиации II разряда.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА

Командир отряда: майор РЫЖКОВ Сергей Иванович 1968 г.р., образование: Саратовское ВВАУЛ в 1989 году, в должности  с 21 декабря 2010 года.
Жаль , что других периодов, документально подтвержденных, нет.
С уважением
Михаил.

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » ОВП, ОСАП, ОАЭ, АВИАОТРЯДЫ. » Краткая канва по истории вертолетной авиации на Дальнем Востоке