ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



131 УВП Сокол

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Всех с 70-летием Сызранского ВВАУЛ и 40-летием 131 УВП. Песня для тех, кто служил в Соколе. http://video.mail.ru/mail/bashnik55/72/73.html

0

2

131 учебный вертолётный полк базируется на аэродроме "Сокол" в посёлке Соколовый, близь города Саратов. Полк носит наименование "войсковая часть 21965".
Часть обеспечения 297 ОБАТО.
С 15 февраля 1970 года полк входил в состав Саратовской школы пилотов. 12. июня 1970 года личный состав полка успешно приступил к полётам на личное совершенствование. На вооружении полка стояли вертолёты Ми-1 различных модификаций. 12 июня 1971 года Саратовская школа пилотов преобразована в Саратовское ВАУЛ, с этого времени полк подчинялся ему. В 1975 году первый выпуск курсантов с трехгодичным среднем образованием. Полк налетал на курсантов 15 312 часов.
В 1975 году полк переходит на новый штат и новую авиационную технику – вертолёт Ми-8т. В 1977 Саратовское ВАУЛ стало высшим и именуется Саратовское ВВАУЛ.
В 1981 году в полку числилось 5 учебных вертолётных эскадрилий вертолётов Ми-8т. Ежегодный налет на постоянный состав составлял более 6 000 часов, и на курсантов бо-лее 20 000 часов. С переменным составом, в летнее время, полёты выполнялись с трёх аэродромов (Сокол, Аткарск, ? ).
С 1984 года в связи с войной в Афганистане велась усиленная подготовка курсантов 4 курса. Отрабатывались полёты на боевое применение, полёты строем, полёты на прак-тический потолок.
В 1987 году личный состав впервые выполнил бомбометание бомбами ОФАБ-100.
В 1990 году в связи с расформированием Саратовского ВВАУЛ полк перешёл в под-чинение Сызранского ВВАУЛ. В его составе полк продолжил обучение курсантов на вер-толётах Ми-8т, а с 2004 года началось обучение курсантов на вертолётах Ми-2.
Командиры полка:
Полковник Шамков Иван Павлович;
Полковник Постельный Федор Архипович;
Полковник Гаврин Павел Степанович;
Полковник Пелевин Владимир Николаевич 1975-1981года;
Полковник Балыкин В.М.
Полковник Семёнов Геннадий Васильевич;
Полковник Колясников Владимир Николаевич;
Полковник Фархиев Владислав Атхамович ;
Полковник Романов Анатолий Тимофеевич с 19.10.1988 года;
Полковник Геращенко с 2001 года;
Полковник Панцев с 2007 года.

Отредактировано Tom (2010-06-06 06:40:12)

0

3

Лёгкая и ненавязчивая корректировка

Tom написал(а):

В 1975 году первый выпуск курсантов с трехгодичным среднем образованием

В 74 выпуск был точно, а 73 -под ?

Tom написал(а):

В 1975 году полк переходит на новый штат и новую авиационную технику – вертолёт Ми-8т

Новую АТ (Ми-8Т) первым получает Сердобск (1975). Сокол позже

Tom написал(а):

В 1977 Саратовское ВАУЛ стало высшим и именуется Саратовское ВВАУЛ.

В 1976-ом училище становится ВЫСШИМ

Tom написал(а):

С переменным составом, в летнее время, полёты выполнялись с трёх аэродромов (Сокол, Аткарск, ? )

Сокол, Озинки, Сердобск
Аткарск -аэр.ДОСААФ

0

4

составом в пять эскадрилий полк начал работать с 1979 года, полеты летом производились с трех аэродромов: Сокол, Синицыно, Красноармейск.
п-к Колясников Владимир Николаевич, Фархиев Владислав Атхамович - оба в здравии живут в Уфе

0

5

Прошу прощенья за неточности. Всё со слов командиров полка отсюда wwwsvvaul.com

0

6

Arkan написал(а):

Сокол, Озинки, Сердобск
Аткарск -аэр.ДОСААФ

Я имел ввиду не полки Саратовского ВВАУЛ, а полевые аэродромы 131 УВП, указанные в 4 сообщении. А в Аткарске, видно, летать курсанты начали позже, во всяком случае в 1998 году там леталии и в Соколе.

Отредактировано Tom (2010-06-06 06:50:12)

0

7

Летали с аэродромов Сокол и Синицино. В 1981 году 4 АЭ стала осваивать аэродром Красноармейск. Я был первым ПРП этого аэродрома. Аэродром Синицино использовали все АЭ ( в основном 1-я и 5-я), но аэродром Красноармейск только 4-я АЭ.

0

8

Первый командир полка подполковник Желтов Иван Павлович. Первый трёхгодичный выпуск в 1973 году, их много оставили инструкторами. Бомбы бросали намного раньше, каждому курсанту кажется по две выделяли. Высшим училище стало в 77 году. Нас больше 100 (треть выпуска) человек по этой причине и отправили из Сызрани прямиком в Саратов.

0

9

первый выпуск все же в Саратовском считается 1972 год октябрь, когда выпустили 160 пилотов-прапорщиков со сроком обучения 2 года, 109 из них закончили СВАШП в Сердобске на вертолётах Ми-4. А в 1973 г.  училище выпустило 231 офицера по 3х летней программе обучения с присвоением квалификации"пилот-техник"

0

10

131 увп Сызранского ВВАУЛ в октябре 2010 г.получил вертолеты «Ансат» 
Впервые за многие десятилетия  Сызранский филиал ВУНЦ ВВС ВВА (Сызранский ВВАУЛ) получил вертолеты «Ансат».
Первые три таких машины, перегонявшиеся с Казанского вертолетного завода, встретили на аэродроме Сокол 131 учебно-вертолетного полка в торжественной обстановке.

Отредактировано Васильев Михаил (2011-02-12 22:58:38)

0

11

Tom написал(а):

Командиры полка:
Полковник Шамков Иван Павлович;

Опечатка, следует читать Желтов Иван Павлович.

0

12

bashkatoff, Николай Николаевич, очень рад Вас видеть!!! 4звено (805у/г) Толь-Толичу привет!!!

Отредактировано maverick (2012-10-27 09:47:14)

0

13

bashkatoff написал(а):

Всех с 70-летием Сызранского ВВАУЛ и 40-летием 131 УВП. Песня для тех, кто служил в Соколе. http://video.mail.ru/mail/bashnik55/72/73.html

Николай, у Вас есть (или были) родственники в Озинках? По линии моего отца там жил его двоюродный брат Николай Башкатов....

0

14

История аэродрома «СОКОЛ» (РАЗБОЙЩИНА) и 131 увп
     131-й  учебный вертолётный полк базируется на аэродроме «Сокол». «Сокол» —  аэродром в Саратовской области, западнее города Саратова. Расположен в 2 км южнее посёлка Соколовый (историческое название Разбойщина), в 5 км южнее железнодорожной станции Жасминная. Аэродром был построен до войны, для  Саратовской военной авиационной школы пилотов (в дальнейшем планерная школа, 160 ВАУЛ (Пугачёв), Сызранское ВВАУЛ). Аэродром носил в те годы название «Разбойщина». Таким образом, в далёком 40-м году, на аэродроме «Разбойщина» (Сокол) началась история Сызранского ВВАУЛ. После расформирования Саратовского ВВАУЛ аэродром  в 1990-м аэродром вошёл в состав Сызранского училища. Во время войны на аэродроме базировался полк ПВО, который прикрывал Саратов (особенно ж/д мост) от бомбардировок врага. Полк успешно отражал атаки противника во время из одной ночных атак, был сбит немецкий самолёт. Известен случай бомбардировки аэродрома,  немецкая  бомба разорвалась  на аэродроме в районе 1-й аэ (КДП), пострадал один военнослужащий. Личный состав жил в землянках. Полк был вооружён  английскими самолётами «Харрикейн». Вооружение наших лётчиков не совсем устраивало и наши технари его усиливали. Потихоньку шло перевооружение на Як – 3. На Саратовском авиазаводе самолёты с дефектами ставили в калашный ряд (некогда было ремонтировать брак). Технари из Разбойщины, ремонтировали ЯК-3, а  лётчики перегоняли их на свой аэродром. После войны, во второй половине 1940-х, авиарейсы из Москвы (аэропорт «Быково») выполнялись на аэродром «Разбойщина», поскольку он был лучше оборудован по сравнению с саратовским аэропортом «Центральный». Перед прилётом вертолётчиков на аэродромах  Сокол, Синицино и Горный обучали курсантов Армавирского  высшего авиационного училища лётчиков (самолёты Л-29, МиГ-17). Курсанты и инструктора жили в здании, где впоследствии находился штаб СВВАУЛ. Питались в столовой военного городка у аэродрома. 6.06.66 г. взлетев с аэродрома «Сокол» курсант Армавирского авиационного училища Павел Шклярук совершил подвиг. После взлёта на его самолёте отказал двигатель. Руководитель полётов дал команду на покидание самолёта. Но внизу был Саратов и корпуса авиазавода. Павел принимает решение о посадке самолёта на воду,  корабли и мост помешали ему выполнить посадку и Павел направил самолёт в Волгу. В 1969 создана Саратовская военная авиационная школа пилотов (позже преобразованная в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков), специализирующаяся на подготовке лётчиков на вертолёты армейской авиации, и учебный вертолётный полк.

1.История становления 131 учебного вертолётного полка

131 учебный вертолётный полк Саратовской военной авиационной школы пилотов авиации ПриВО был сформирован в 1970 году на основании Директивы Генерального штаба № ОР/8/126288 от 23 февраля 1970 года, Главного штаба авиации ВВС № 726720 от 27 апреля 1970 года,
штаба авиации ПриВО № 20/02300 от 15 декабря 1970 года в посёлке Соколовый Саратовской области. Официальным днём образования воинской части является 30 декабря 1970 года.
С 28 мая 1970 к временному исполнению обязанностей командира 131 учебного вертолётного полка приступил подполковник Сахаров Виктор Васильевич. Первыми офицерами, которые ему помогали в формировании полка были: майор Бочаров Николай Николаевич – командир авиационной эскадрильи, майор Кузнецов Дмитрий Егорович - командир авиационной
эскадрильи, майор Чаптаров Виктор Матвеевич – заместитель командира авиационной эскадрильи. Первым заместителем командира по политической части был подполковник Брюзгин Сергей Терентьевич. Должность начальника штаба исполнял майор Синицкий Евгений Евстафьевич. Первым заместителем командира по инженерно – авиационной службе был назначен капитан Куликов Николай Гаврилович.
Благодаря организаторским способностям, высокой инициативе, желанию и стремлению, твердой настойчивости этих людей 12 июня 1970 года полк приступил к плановым полетам на боевое совершенствование лётного состава полка. С этого времени началась работа по подготовке курсантского состава Саратовской школы пилотов. На вооружение части тогда стояли вертолеты «Ми-1» различных модификаций. Первыми поднялись в воздух на вертолёте «Ми-1»: подполковник Сахаров
Виктор Васильевич и подполковник Брюзгин Сергей Терентьевич.
В августе 1970 года первым командиром 131 учебного вертолётного полка, в соответствии приказом ГК ВВС от 24 июля 1970 года, был официально назначен подполковник Желтов Иван Павлович. Заместителем по лётной подготовке – подполковник Рассуковский Анатолий Митрофанович, начальником штаба – майор Попов Виктор Павлович, заместителем командира полка – подполковник Сахаров Виктор Васильевич. В июле 1970 года начались вступительные конкурсные экзамены в Саратовскую школу пилотов. Начался первый год обучения курсантов. Летом 1971 года лётный состав полка приступил к практическому обучению курсантского состава. Начались полёты с двух аэродромов: «Сокол» и «Синицино» на вертолётах «Ми-1».
В 1971 году Саратовская военная авиационная школа пилотов на основании директивы главного штаба ВВС № 123/310800 от 10 мая 1971 года была преобразована в Саратовское военное авиационное училище летчиков с трёхлетним обучением. По итогам 1971 года появились первые «отличные подразделения» - это ТЭЧ полка. В новом периоде обучения 1972 года уже совершенствовались знания и навыки личного состава, вносились новые идеи в обучение курсантов, в работу переменного состава. По итогам года звание «отличного подразделения» завоевали: 3 увэ и 6 увэ, а ТЭЧ удержала это почётное звание. Знаменательным годом стал 1973 год, когда состоялся первый выпуск курсантов с трёхгодичным образованием. Налёт на курсантов составил в год выпуска – 15 312 часов.  Постоянный состав налетал – 6 130 часов, помимо обучения курсантов лётный состав полка выполнял другие задачи связанные с выполнением перелетов. Общий налёт за 1973 год составил – 21839 часов, обучено и выпущено 292 курсанта. Подготовлено лётчиков: 1-го класса – 10 человек, 2-го класса – 8 человек, 3-го класса – 1 человек. Подготовлено технического состава на звание «Мастер» 7 человек, 1-го класса – 85 человек, 2-го класса – 92 человека, 3-го класса – 71 человек.
10 ноября 1972 года 131 учебному вертолётному полку было вручено Боевое Знамя части на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1972 года. Часть стала официальной боевой единицей Вооружённых Сил СССР. В 1975 году учебный вертолётный полк был переведён на новый штат 201520. Личный состав приступил к переучиванию на новую авиационную технику – вертолет «Ми-8Т» на основании приказа начальника Саратовского ВАУЛ № 047 от 16 сентября 1975 года. Старшим первой группы переучивания на новую авиационную технику был назначен подполковник Рассуковский А.М. Переучивание проходило на базе 3 увэ – командир майор Астанин В.И.
В процессе переподготовки выполнялись и межокружные перелёты по маршрутам: «Сокол»  – «Черная» с полётами в московской воздушной зоне. Была проведена и перегонка авиационной техники по маршруту «Улан-Удэ» - «Сокол». К началу полётов с курсантами в 1976 году весь личный состав полка полностью переучился на новую авиационную технику и был укомплектован вертолётами «Ми-8Т» согласно штатного расписания. Полк своевременно приступил к полётам с курсантами в составе четырёх эскадрилий. Начался новый этап в жизни полка – этап «Ми-8Т», новой авиационной техники.
В 1977 году на основании директивы Главного штаба ВВС № 123/3/0686 от 29 июня 1977 года Саратовское военное авиационное училище лётчиков перешло на профиль высшего училища и стало именоваться Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. 131 учебный вертолётный полк вошёл в состав Саратовского ВВАУЛ. Это возложило дополнительную ответственность на весь личный состав полка, особенно лётно-инструкторский, потребовало дальнейшего наращивания лётного мастерства, усложнило программу лётного обучения курсантов. Всё обучение разрабатывалось по новым программам и методикам. Полк вступил в очередной этап – высшего образования и высокой ответственности за обучение курсантов. Потребовались лётчики с высшим образованием. Настоящим испытанием на прочность для полка стала подготовка 26-ти выпускников Сызранского ВВАУЛ 1977 года к инструкторской работе. Например, для четвёртой увэ необходимо было подготовить 8 лётчиков-инструкторов  из 16 по штату. Невзирая на сложные метеоусловия, необходимость подтверждения и получения класса, личный состав 1 увэ под командованием капитана Фархиева В.А., успешно справился с поставленной задачей. В 1979 году полк произвёл 1-й выпуск лётчиков-инженеров. В числе первых выпускников по высшему профилю были лейтенанты В. Е. Одиноков (впоследствии - начальник штаба Сызранского ВВАУЛ), В. В. Кульков (начальник службы безопасности полётов Сызранского ВВАУЛ), В. В. Тибилов (психолог Сызранского ВВАУЛ), А.Н.  Геращенко командир 131 увп с апреля 2002 г. по ноябрь 2007 г.  В период с 1971 по 1990 год личный состав полка проделал огромную работу по подготовке курсантов для частей вертолётной авиации. В 1977 году полк посетил заместитель главкома ВВС маршал авиации А. П. Силантьев, а в 1981 году - заместитель главкома ВВС по вузам генерал-полковник Г. У. Дольников. В 1986 году полк успешно прошёл проверку Генеральной инспекции МО СССР.
12 сентября 1977 года в соответствии с директивой начальника штаба Саратовского ВВАУЛ № 02075 от 09 сентября 1977 года из штата 131 учебного вертолётного полка было выделено подразделение связи и РТО и на базе этого подразделения сформирован 392 дивизион связи и РТО.
В конце 1978 года в полку сформировали пятую увэ на вертолётах «Ми-8 Т». Техника, часть лётчиков и бортовых техников были переведены из Озинок. В 131 увп также прибыли 19 выпускников Сызранского ВВАУЛ 78 года. Это позволило обучать не только курсантов, но и офицеров запаса - выпускников УАЦ страны. В 79 и 80-м гг. полк летал с двух аэродромов «Сокол» (2 и 3 увэ) и «Синицино» (1 и 5 увэ).  4-я увэ работала с двух аэродромов по скользящему графику. С 1981 года 4 увэ летала с аэродрома «Красноармейск».
                               
2. Афганистан

Конец 70-х стал критическим этапом для всей страны и для полка в частности. Начались боевые действия в Демократической Республике Афганистан. На территорию Афганистана был введен ограниченный контингент войск ВС СССР. В истории полка начался новый период – этап высокой ответственности за обучение, подготовку и выпуск боевых лётчиков. Программа концентрировалась и отрабатывалась по подготовке лётного состава на боевое применение. В 1980 году на базе полка началось переучивание офицеров-лётчиков для дальнейшей отправки в ДРА, с целью оказания интернациональной помощи. Личный состав всех категорий военнослужащих готовился и был готов убыть по первой команде для выполнения реальной боевой задачи. Первые экипажи из ВВС ПриВО отправились в Афганистан из 131 и 626 увп. 11 февраля 1980 года, с аэродрома «Сокол», взлетели пять экипажей «Ми-8Т» под командованием командира 3 увэ майора Карева Г. и совершили промежуточную посадку на аэродроме «Пугачёв». 16 февраля уже 10 экипажей, под командованием заместителя начальника  Сызранского ВВАУЛ полковника Голубя Г.Г.,  взлетели  с курсом на Афганистан. Прошли по маршруту Пугачёв, Орск, Аральск, Нукус, Хорезм, Каган, Кокайты и вечером 23 февраля произвели посадку на аэродром «Мазари-Шариф» в Афганистане. Изначально была поставлена задача, перегнать авиатехнику, но группу привлекли к обучению афганских лётчиков. Таким образом личный состав 131увп принял участие в формировании 3 увэ 393 уап ВВС Афганистана и немного позже 380 овэ. Для выполнения этой задачи все лётчики не требовались. Остались лётчики-инструктора: капитаны С.Д. Трифонько , В.Н. Найденко и старшие лейтенанты Н.Н. Башкатов, В.А. Кадуцкий.  Бортовые техники: старшие лейтенанты Шерер Н.М., Романенко В.Г., Криворучко В.М., Ермолаев В.И., Попов В.В., Шапошников Н. Инженерно-технический состав: капитан Соловьёв В.В. (ВД), старшие лейтенанты Рисков В.В.(АО), Румянцев А.Н.(РЭО), Костылев Н.И.(АВ).  Остальные лётчики вернулись в часть это: капитан Николаев В. , майор Кузнецов Б, майор Петухов А.Н.(в дальнейшем отслужит год в Афганистане и был награждён орденом Красной звезды), лейтенант Бынков А., капитан  Юмаев А. и штурман капитан Крымский В. Ещё до пересечения группой границы (аэродром «Каган») майор Карев Г.А. убыл к новому месту службы в управление ВВС САВО г. Ташкент, вместе с заместителем командира полка подполковником Богданом В.А.  До 5 июля 1980 года сводная увэ подготовила две афганские эскадрильи (полный штат,  включая технический состав) и группа вернулась в СССР.   1 сентября того же года в Мазари-Шариф прибыл старший лейтенант Кашкин В.Г. – начальник ТЭЧ звена 131 увп. 18 января 1981 года прибыла вторая большая группа.  В неё входили лётчики-инструктора 131 увп: капитан Белов А., старший лейтенант Белов И.С.; бортовые техники: старшие лейтенанты Пильников И.Л. , Кононенко А.В., Карцев И., Кузнецов Н., Ружин Д. Вторая группа работала до февраля 1983 года. Таким образом, обе группы, на протяжении трёх лет, совместно с офицерами Пугачёвского полка выполняли задачи по обучению афганских лётчиков, по подготовке афганских лётчиков-инструкторов, работали в интересах 18-й и 20-й афганской мсд и взаимодействовали с военнослужащими 40-й армии. В дальнейшем лётчик-инструктор капитан Плотников А. и инженер по ВД ст.  лейтенант Маркин И. проходили службу в Мазари-Шариф, а завершил присутствие офицеров нашего полка в 393-м уап ВВС Афганистана, с 28 июня 1987 года до вывода войск, майор Петросян Б.А., командир звена 131 увп. Большое количество военнослужащих полка принимали участие в боевых операциях при оказании интернациональной помощи в Афганистане. Среди первых кавалеров боевых наград были В. Н. Найденко, С. Д. Трифонько, Н. Н. Башкатов, В. Л. Кадуцкий, В. И. Ермолаев, В. Г. Романенко, В. М. Криворучко, Н. М. Шерер, И. М. Аранцев. В дальнейшем список награждённых за Афганистан пополнили офицеры и прапорщики: Белов А., Белов И.С., Пильников И.Л., Карцев И., Кузнецов Н., Ружин Д., Кашкин В.Г., Леликов Ю. В., Денисов В.Д., Аранцев И.М., Своротов В.Н., Плотников А.И., Чугай В.Н., Абдрахманов В.Р., Сажко В.В., Тоцкий Н., Малюта Ю.К.,  Подкопаев Е.Е. Попков А.В., Абрамов Е.Ю., Петросян Б.А., Тегай В.А., А. Ю. Рубанов, В.В. Соловьёв, С. X. Шевчик, В.Б.  Шарапов и другие. В 1985 году в Афганистане геройски погиб командир 1-й увэ подполковник Тегай Вячеслав Андреевич. С  июля 1984 г.  была его вторая командировка в  ДРА. Советник командира эскадрильи, он принимал участие совместно с командованием афганской армии в разработке и проведении боевых операций против вооруженных формирований мятежников. 13.11.1985 г. погиб в бою в районе г. Кандагар, во время поиска генерала Власова Н.А., советника командующего ВВС республики Афганистан, сбитого днём раньше. За всё время нахождения в Афганистане он налетал около 1000 часов, был награждён пятью орденами СССР (два ордена Красной звезды и орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени) и Афганистана. На доме где он жил (16 ДОС) 13.11.1990 г. была установлена мемориальная доска. Достойно служил в Афганистане и старший прапорщик Кубряков П.П., техник группы обслуживания вертолетов и авиадвигателей. В Республике Афганистан с 19 ноября 1987г. Проявил себя грамотным специалистом. В течение службы обеспечил 1710 боевых вылетов, устранил 32 отказа и неисправности вертолетов. 19 июня 1988 г. умер от сердечной недостаточности при исполнении военной службы. Награжден медалью "За боевые заслуги" (посмертно). Лётчик-инструктор 131 увп Белов И. С. убыл в Афганистан старшим лейтенантом, а вернулся в часть майором, награждён орденами Красного знамени и Красная звезда. Старший лётчик-инструктор 131 увп майор Абрамов Е.Ю. (в Афганистане начальник ВОТП), во время службы в Афганистане, участвовал в операции по захвату у моджахедов ПЗРК «Стингер», он награждён двумя орденами Красной звезды. Майор Карев служил старшим лётчиком-инспектором в штабе ВВС САВО, курировал части АА 40-й армии. Впервые прибыл в Афганистан 5 мая 1980 года, а вышел из Афганистана 5 мая 1988 года. Майор Карев представлялся к званию Героя Советского Союза, награждён орденом Красной звезды. Подполковник Богдан В.А. служил там же начальником отдела АА.
За проявленные героизм и мужество выпускники Саратовского ВВАУЛ С. В. Филипченков, Н. С. Майданов и А. М. Райлян были удостоены высокого звания Героя Советского СоюзаА , а Н.С. Майданов за боевые действия в Чеченской Республике стал ещё и Героем России. Личному составу нашего полка есть чем гордиться. Преумножая традиции части, передавая их молодому поколению летчиков, военнослужащие полка с честью выполняют все поставленные задачи. Афганистан этому подтверждение. Не одно поколение военнослужащих прошло через эти испытания. Личный состав, как по личному желанию, так и по приказу вышестоящего командования, убывали в ДРА для оказания интернациональной помощи народу Афганистана.
В 1981 году на основании директивы Главного штаба ВВС № 123/3100235 от 20 марта 1981 года 131 учебный вертолётный полк перешёл на новый штат 17/370. 1982 год проходил с высокой активностью по обучению слушателей и курсантов, что в итоге дало свой результат, общий налёт личного состава составил 32398 часов. Это был рекорд. С 1984 года началось обучение курсантов 4-го курса в обстановке приближенно к боевой. Отрабатывались вопросы полётов на ПМВ, строем, боевого применения (пуск НУРС, бомбометание), практический потолок, ночью, на маневрирование, на преодоление средств ПВО противника (ПМВ), взлёт с разгоном на переднем колесе. Шла подготовка выпускников к ведению боевых действий в ДРА. Обучались тому, что необходимо на войне.
Вторая авиационная эскадрилья наряду с подготовкой курсантского состава, готовилась к групповым полётам ночью, и к боевым действиям в составе эскадрильи днём в СМУ. Впервые 5 апреля 1985 года было выполнено ЛТУ эскадрильи днём в СМУ с вылетом на полигон «Вольский».
1986 год внёс очередные коррективы, на основании директивы главного штаба ВВС № 123/3100526 от 14 мая 1986 года полк перешёл на новый штат. В 1987 году личный состав впервые выполнил бомбометание бомбами ОФАБ-100. В подготовке экипажей к выполнению поставленной задачи, непосредственное участие принимали: начальник ЛМО училища полковник Шарафутдинов Р.М., старший летчик-методист ЛМО СВВАУЛ подполковник Корнилов Ю.М., заместитель командира полка подполковник Фархиев В.А.
                       
3. Реорганизация начала 90-х гг.

В течение 1981-1989 годов личный состав полка обучал курсантов на трёх аэродромах. Руководить было сложно, но поставленные задачи выполнялись точно, уверенно, с полной отдачей и желанием научить летать курсантов. Отрыв военнослужащих от места постоянной дислокации сказывался на решении некоторых задач, но это не мешало выполнению основной задачи. 1989 год, закончились боевые действия в ДРА. Войска выведены из Афганистана. Начался новый этап перестройки в стране, в Вооружённых Силах. Полк продолжал готовить лётчиков. Наступил трудный период начала 90-х годов. Саратовское ВВАУЛ сокращено. Личный состав разъехался по России.
В 1990 году полк на основании директив ГК ВВС №  123/3/065 от 16 января 1990 г., № 123/3/0400 от 21 марта 1990 г., № 123/3/0572 от 13 апреля 1990 г., № 126/0560 от 09 июля 1990 г., № 126/0577 от 04 августа 1990 г., приказа Командующего ВВС ПурВО № 099 от 14 сентября 1990 г. был передан в состав Сызранского ВВАУЛ. Курсанты для дальнейшего обучения убыли в город Сызрань и город Уфу,  часть курсантского состава продолжала обучение в полку, но они уже относились к Уфимскому ВВАУЛ.С 1991 года полк летал в основном с двух аэродромов: «Сокол» и «Синицино». Одна из авиационных эскадрилий – 4-ая под командованием подполковника Ковалева С.П. выполняла полёты с аэродрома «Сердобск», а одно звено находилось в городе Бишкеке (Фрунзе). Интенсивность полетов снизилась, так как были частые перебои с ГСМ, что мешало проводить полёты и их обеспечение. Не смотря на экономические и материальные трудности, личный состав с полной ответственностью выполнял все поставленные задачи. Курсанты получали путёвку в небо. На обучении в полку в 1997 году находилось 14 курсантов иностранных государств. Они обучались по той же программе. В конце 90-х курсантов, прибывающих на обучение с Сызранского ВВАУЛ, уменьшилось. Налёт составлял в среднем 20-22 часа. В основном шла теоретическая подготовка. В 1998 году Сызранское ВВАУЛ было преобразовано в Сызранский военный авиационный институт. Полк перешёл на новые штаты и стал учебным вертолетным полком в составе Сызранского ВАИ находящегося на территории Приволжского Военного округа и входящего в состав Сухопутных войск ВС РФ.
Наступивший XXI век не принёс существенных изменений в жизнедеятельность полка. Всё происходящее в стране и обществе накладывало свой отпечаток на Вооружённые силы страны, что не проходило бесследно для полка. Первое десятилетие нового века внесло изменение в качественное и количественное наполнение полковой истории.  Произошла ротация личного состава полка, произошло его омоложение на всех уровнях, при этом было снижено качественное обеспечение вооружением, техникой, значительно снижена социальная защищённость военнослужащих. Это наложило определённый отпечаток на облик полка, но в тоже время личный состав продолжает качественно выполнять задачи по лётному обучению курсантов Сызранского ВВАУЛ (ВИ). Зимой 2004 года, в полку формируется 4 учебная вертолётная эскадрилья под командованием подполковника Романова А.В., основу которой составляет личный состав из расформированного учебного вертолётного полка пгт. Безенчук входящего в состав Сызранского ВВАУЛ (ВИ), на вооружение этой эскадрильи поставляются вертолёты «Ми – 2У». Это был шаг назад, но другого выхода на тот период не существовало. С баз хранения на вертолётный завод г. Ростов-на-Дону по железной дороге были отправлены вертолёты «Ми-2У» для восстановления и ремонта. В течение февраля-апреля 2004 года лётно-технический состав эскадрильи подполковника Романова А.В. прошёл теоретическое переучивание. 20 апреля 2004 года из Ростова-на-Дону на аэродром Сокол прибыло 2 вертолёта «Ми-2У».  Первыми приступают к обучению курсантов на вертолёте «Ми-2У» в составе лётных групп, лётчики-инструктора: майор  Попов А.К., капитан Миронов В.В. В дальнейшем весь личный состав эскадрильи успешно переучивается и восстанавливается на этот тип авиационной техники. 2005 год, полк приступает к обучению курсантов на двух типах авиационной техники в составе 4 эскадрилий: три учебные вертолётные эскадрильи на вертолёте «Ми – 8Т» и одна на вертолёте «Ми – 2У». С 2006 года весь полк в составе четырёх эскадрилий обучает курсантский состав на вертолётах «Ми-2У» и по одному звену в двух эскадрильях на вертолётах «Ми-8Т». В начале 2010 года в результате произошёдшего процесса интеграции Сызранского ВВАУЛ (ВИ) в состав Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в качестве его филиала в г. Сызрани 131 учебный вертолётный полк в остался в составе образованного филиала. Личный состав полка продолжает выполнять основную задачу – обучение курсантов.
   На протяжении всех лет, с момента образования части, огромная заслуга в выполнении поставленных задач принадлежит и переменному составу, солдатам. Они выполняли все поставленные задачи по обеспечению полетов, несению караульной и внутренней службы, выполнению хозяйственных и других работ. Сорок две национальности проходили службу в полку, живя в многонациональном воинском коллективе.
В решении задач полка активное и непосредственное участие принимают части обеспечения: БС и РТО, БАТО. Все задачи, связанные с обеспечением полетов и повседневной деятельности военнослужащих решают данные подразделения.

                                       4. Чернобыль

26 апреля 1986 года произошла страшная трагедия – авария на Чернобыльской АЭС. И уже 2 мая 1986 года в Чернобыль убыли два экипажа. Майор Кудрявцев А.И., старший лейтенант Парыгин М.В., лейтенант Газизулин А.Р., они первыми летали непосредственно на реактор, саркофага еще не было. Офицеры выполняли поставленную задачу и думали о жизнях сотни тысяч людей, поставленных под угрозу. Второй экипаж:
капитан Алексеев А.В., старший лейтенант Кицун Ф.М., старший лейтенант Паньков В.М. находился в распоряжении органов МВД и выполнял задачи по борьбе с мародёрством. Первые вернулись 8 мая 1986 года, вторые через месяц. За выполнение задач экипажи были награждены: командиры – орденом Красной звезды; летчики-штурманы – орденом «За службу Родине» III степени; бортовые техники – присвоено очередное воинское звание. 10 мая, в Чернобыль убыла первая группа инженерно-технического состава из ПриВО, она состояла из военнослужащих ТЭЧ 131 увп: майор Федорович В.Б., прапорщик Зиновьев А. И., прапорщик Смирнов А. У., прапорщик Захаров Ю.К. Группа с честью выполнила поставленную задачу отработав один месяц. Каждые два месяца отправлялись по три экипажа для выполнения работ. Всё закончилось в октябре 1987 года. Более пятидесяти военнослужащих части выполнили свой долг в Чернобыле. За свой незаменимый труд, опасный и важный все были удостоены правительственных наград.
Фамилии военнослужащих части, проходивших службу в Чернобыле.
Офицеры:, Алексеев А.Л., Федорович В.Б., Седов Е.А., Лаас Б.Э., Костылев Н.А., Каратаев Н.А., Гусаров В.М., Звонков А.И., Гордеев В.А., Малюта Ю.Н., Холикнозаров И.А., Сирота С.П., Грачев С.Д., Кашкевич В.С., Спирин В.Г., Покатилов Л.Н.. Луканский А.В., Мазунин А.П., Хлопов Г.А., Богданов В.В., Котов В.В., Черкасов В.Е., Рындин Ю.П., Лизура Л.А., Латыпов Э.Ш., Богословский А.Г., Чеснаков А.В., Бофонов Е.В., Лапин В.П., Толоверов С.В., Кремер И.Р., Назаров С.Д., Земцов А.М., Иноземцев С.П., Юрченко А.В. Прапорщики: Зиновьев А. И., Смирнов А. У., Захаров Ю.К., Рубанов А.Ю., Шевчик С.Х., Богданов В.М., Вождаев М.С., Поляков В.В., Тишин В.М., Кисилев В.А., Сусницин А.В., Соловьев В.А., Антонов С.И., Шахов Е.А., Никляев А.А., Игнатов Н.М., Соколов Г.В., Кравцов А.В., Павлов Е.Н., Кисилев В.А., Борисов А.Г. и многие другие.
               
5. Чечня, Таджикистан, Абхазия, Африка
                         и другие горячие точки

Наши военнослужащие участвовали в боевых действиях в Чеченской Республике по уничтожению банд-формирований, а также в Южной Осетии, в республике Таджикистан, в Приднестровье, в Абхазии. Мужество и героизм проявляется в действиях личного состава, который выполняет свои обязанности по защите суверенитета Российской Федерации и оказывает помощь странам СНГ. Все поставленные задачи выполнялись качественно. С 14 апреля по 25 апреля 1998 года военнослужащие 131 увп принимали участие в учениях миротворческих сил на полигоне «Шортуз». Личный состав был поощрен за высокие показатели и умелые действия на учениях командованием миротворческих сил.
В Чеченской Республике выполняли задачи: подполковник Борисенко С.В., майор Исаев Б.А., майор Ерохин С.В., майор Шафиев Р.М., майор Плахотнюк С.Н., майор Нетета В.Н., майор Стерехов В.Г., майор Шакиров А.С., капитан Михайлов А.М., капитан Шахов О.Ю., капитан Лебедянцев А.Ю., капитан Долгин В.В., капитан Сухин А.Ю., капитан Красноштан В.В., капитан Новоселов Ю.С., старший прапорщик Беляков А.В., прапорщик Шамрай В.А., прапорщик Пищенков А.А. и другие.
В составе смешанных сил, по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооружённого конфликта на территории Южной Осетии, республики Таджикистан, Дагестан, Абхазии и Приднестровье принимали участие такие военнослужащие полка, как подполковник Колесников В.В., подполковник Воробьев И.К., подполковник Рябчиков Н.В., подполковник Черкасов В.Е., подполковник Романченко В.Н., майор Рыцарев А.В., майор Анисимов Ю.В., майор Богданов О.В., майор Володченко В.В., майор Пивченков В.Г., майор Редькин О.Г.,  майор Шакиров А.С., капитан Викторов С.В., капитан Воронцов Ю.Н., капитан Зарницын В.А., капитан Киселев П.В., капитан Кряжевских А.Н., капитан Петров М.А., капитан Журин В.Е., старший прапорщик Ларионов Л.И., старший прапорщик Архипов С.В., старший прапорщик Стребков А.С., старший прапорщик Тишин В.М., прапорщик Кондакова Л.Г., прапорщик Шуляк Г.С., прапорщик Волков В.К., прапорщик Новиков А.П., прапорщик Пищенков А.А., прапорщик Плаксин В.А., прапорщик Шамрай В.А., старший сержант Голованов В.А., сержант Сайганов А.Н., сержант Юдина Н.А., младший сержант Куркина Т.А., рядовой Егоров А.В. и другие.
Офицеры и прапорщики полка также выполняли задачи в правительственных командировках в странах Африки, Сирии, Эфиопии, Анголе, Вьетнаме, Лаосе, Сьера-Лионе и других. Наши офицеры выполняли большую, ответственную работу: от обучения и подготовки лётного персонала до перевозок членов Правительства этих стран. Военнослужащие полка защищали честь Вооружённых Сил и государства, которое им доверило столь ответственную задачу. Это офицеры: Грачев С.Д., Горбас А.А., Малюта Ю.Н., Лаптев С.К., Ширяев А.Н., Асачев С.В., Подкопаев Е.Е., Щанов Н.П., Стрельцов С.В., Брагин Н.С., Швец В.Н., Кустов А.А., Романов А.Т., Жекураев А.В., Кутанов Д.Ф.(погиб в Анголе), Богданов В.В., Сарычев С.Э., Реснянский В.В., Иванов Ю.М., Евтеев В. и другие. Они добросовестно выполняли свой долг, а некоторые были награждены Правительством этих стран за свой труд. Например, во Вьетнаме с 80 по 81 гг. работала группа наших лётчиков-инструкторов: ст. лейтенанты Новосёлов А.В., Воробьёв Н.В., Чучалин А.А., Загретдинов Р.Р., Улитин Ю.П., все они награждены Правительством Вьетнама медалью «За дружбу народов». «Республика Ангола. Утром 5 декабря 1985 года в район падения Ан-12 вылетела пара вертолетов Ми-17  ведомая командиром звена 131 увп Дмитрием Кутановым. При штурмовке позиций унитовцев экипаж Дмитрия Кутанова был сбит. Экипаж погиб. Граната из РПГпробила топливный бак Ми-17. Дмитрий Кутанов награждён орденом Красной звезды посмертно».
                                                   ******
Большая и ответственная работа проводилась нашими летчиками, принимавшими участие в поисках капсул с космонавтами в разные годы. Эти мероприятия проводились еще при первом командире полка, полковнике Желтове И.П., когда приземлялись одни из первых космонавтов СССР. Также и в последующие годы, при выполнении полетов «по космосу» в 80-е и 90-е гг. Военнослужащие части высоко и гордо несут боевое знамя полка, дорожат своей принадлежностью к части, к коллективу, продолжают дело своих предшественников, ветеранов, всемерно крепят боеготовность полка и мощь наших Вооруженных Сил РФ. Хранят и приумножают славные традиции воинов Великой Отечественной Войны,
воинов-интернационалистов, ветеранов части. Всюду личный состав части демонстрирует примеры мужества и героизма, любовь к своему народу, к своей Родине, к своей профессии и готовность в любую минуту выступить на их защиту.
2008 год, впервые в истории полка, Сызранского ВВАУЛ (ВИ), заместитель командира 131 учебного вертолётного полка по воспитательной работе подполковник Колесников Владимир Васильевич получил учёную степень кандидата социологических наук, защитившись по диссертационной работе на тему: «Социально-политические аспекты военного элитообразования в современной России».
В 2008 году заместитель командира 131 учебного вертолётного полка по воспитательной работе подполковник Колесников В.В. был избран, как самовыдвиженец – представитель от воинской части, депутатом Совета Соколовского муниципального образования.

6. Почётный военнослужащий полка
                           Скоморохов Николай Михайлович.

Николай  Михайлович Скоморохов родился в 1922 году в селе Лапоть (сейчас Белогорское)  Золотовского района Саратовской области. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с  1940 года. Начал службу курсантом школы пилотов. За годы Великой Отечественной войны Николай Михайлович Скоморохов совершил ряд боевых подвигов. Всего во время Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боёв, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей), а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит. Звание Героя Советского Союза Н.М. Скоморохову было присвоено 23 февраля 1945 года. 18 августа 1945 года за новые боевые подвиги он был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награждён также многими орденами и медалями. После Великой Отечественной войны Николай Михайлович Скоморохов окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе и Академию генерального штаба. В 1973—1988 годах — начальник Военно-воздушой академии имени Ю. А. Гагарина. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н. М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе. На берегу Волги возле Белогорского стоит открытый в 1975 году монумент лётчикам участникам Великой Отечественной войны — боевой самолет-истребитель (кто летал в Красноармейске по маршруту, видели его). Оригинальные надписи на постаменте не сохранились, их заменили рисунки по бокам и надпись «Славным соколам, защитникам Отечества от благодарных земляков» на лицевой стороне. На основании Приказа Министра Обороны СССР от 20 апреля 1985 года, навечно зачислен почётным солдатом 131 увп Саратовского ВВАУЛ. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года.
7. Награды военнослужащих полка.
За время своего существования полк налетал более 939987 часов. Обучил и выпустил 8395 курсантов (на 2010 год). На протяжении этих лет личный состав, кроме выполнения задач по обучению курсантов, участвовал в выполнении правительственных заданий, таких как оказание интернациональной помощи ДРА, уборка урожая, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовали в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооружённого конфликта на территории Южной Осетии, республики Таджикистан, Абхазии и в Приднестровье. Наши офицеры выполняли задачи в правительственных командировках в странах Африки, Сирии, Эфиопии, Анголе, Вьетнаме, Лаосе и других. За успешное выполнение поставленных задач, военнослужащие части награждены орденами и медалями. За проявленное мужество и героизм несколько выпускников нашего полка удостоены высокого звания «Героя России». Посмертно Героями России стали Будай И.М. (СВВАУЛ 87) и Завитухин А.А. (СВВАУЛ 85).

Орденом «Красного знамени»:
майор Белов И.С.

Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени:
полковник Пелевин В.Н., майор Астанин В.И., подполковник Хоптинский И.М., полковник Фархиев В.А., майор Зенков В.Е., полковник Колясников В.Н., полковник Балыкин В.М., полковник Фархиев В.А., подполковник Юрченко С.Н., полковник Романов А.Т., подполковник Чернобук  В. И., подполковник Белитченко П.Т., майор Новосёлов А.В., подполковник Тегай В.А., ст. лейтенант Пильников И.Л., ст.лейтенант Карцев И., ст. лейтенант Кузнецов Н., ст.лейтенант Ружин Д., ст. лейтенант Кашкин В.Г., ст. лейтенант Денисов В.Д., капитан Аранцев И.М., капитан Проскурня А.И.,  капитан Кицун Ф.Д., ст. лейтенант Паньков В.М, ст. лейтенант Газизулин А.М., капитан Светлов А.В., капитан Луканский А.В., ст. лейтенант Малюта Ю.К., майор Звонков А.И., майор Иванов А.Л., капитан Базилюк Е.Б., капитан Богданов В.В., капитан Богзберг В.Е., капитан Гарбузов А.Ф., капитан Казарин А.В., ст. лейтенант Казючиц А.А., капитан Котов В.В., ст. лейтенант Латыпов Э.Ш., ст. лейтенант Лизура Л.А., капитан Попов В.В.,  капитан Рындин Ю.П., капитан Рыпула В.К., ст. лейтенант Федоров В.Н., ст. лейтенант Шарков В.П., майор Симагин С.П., ст. лейтенант Покатилов Л.Н., ст. лейтенант Медвидь Р.И., ст. лейтенант Смагин С.В., ст. прапорщик Павлов Е.Н.

Орденом «Красной звезды»:
подполковник Тегай В.А (два ордена, вторым посмертно),  майор Кутанов Д.Ф. (посмертно), майор Абрамов Е.Ю. (два ордена), майор Чесноков А.В. (два ордена), полковник Карев Г.А., полковник Фархиев В.А., капитан Найденко В.Н., капитан Трифонько С.Д., капитан Своротов В.К., майор Белов И.С, майор Белов А., майор Петухов А.Н., капитан Плотников А.И., капитан Сажко В.В., майор Петросян Б.А., капитан Абдрахманов В.Р., майор Попков А.В., ст. лейтенант Подкопаев Е.Е., ст. прапорщик Суспицын А.В., майоры: Алексеев А.Л., Гусаров В.М., Кудрявцев А.И., Гордеев В.А., Грачёв С.Д., Заваркин Е.Е., Кашкевич В.С., Макаров В.И., Пивень В.Н., Пряничников Н.А, Спирин В.Г., Ходжейса В.П., Хлопов Г.А.

Орденом «Мужества»:
капитан Тоцкий Н., майор Федорович В.Б.

Орденом  «За военные заслуги»:
полковник Романов А.Т., полковник Геращенко А.Н., подполковник Великов А.А.

Медалью «За отвагу»:
ст. лейтенант Ермолаев В.И., ст. лейтенант Романенко В.Г., ст. лейтенант Криворучко В.М., ст. лейтенант Шерер Н.М., прапорщик Киселёв В.А.

Медалью «За боевые заслуги»:
ст. прапорщик Кубряков П.П. (посмертно), подполковник Карев Г.А., подполковник  Корнилов Ю.М., подполковник Буранко С., капитан Тоцкий Н., ст. лейтенант Башкатов Н.Н., ст. лейтенант Кадуцкий В.А., прапорщик Шевчик С.Х., прапорщик Рубанов А.Ю., ст. прапорщик Киселёв В.А., ст. прапорщик Захаров Ю.К., капитан Кремер И.Р., ст. прапорщик Соловьёв В.А., ст. прапорщик Соколов Г.В., прапорщик Кравцов А.В., прапорщик Юзвинский М.С., прапорщик Борисов А.Г., ст. лейтенант Таловеров С.В., капитан Потёмкин Г.А.

Медалью «За ратную доблесть»:
подполковник Колесников В.В., майор Бофонов Е.В., майор Каратаев Н.А., майор Лапин В.П., майор Ходжейса В.П., майор Чесноков А.В., майор Анисимов Ю.В., майор Башкатов Н.Н.,  капитан Богословский А.Г., ст. прапорщик Ларионов Л.И., ст. прапорщик Тишин В.М., прапорщик Вождаев М.С.

Медалью «Нестерова»:
полковник Геращенко А.Н, полковник Панцев А.М., майор Нетета В.Н., майор Камаев А.А., капитан Коноплёв Е.В., капитан Парыгин Д.М., ст. лейтенант Голубев П.Г., ст. прапорщик Абрамов П.Г.

                       
                               8. Управление полка.
Список командиров части и их заместителей, с начала образования:
1)   Командиры полка:
-   врио подполковник Сахаров Виктор Васильевич  -   с 1969 г. по июль 1970 г.
-  полковник Желтов  Иван Павлович  -  с июля 1970 г. по апрель1972 г.
-  полковник Поcтельный Фёдор Акимович  -    с апреля1972 г. по май 1974 г.
-  полковник Гаврин Павел Степанович  -    с мая 1974 г. по сентябрь 1975 г.
-   полковник Пелевин Владимир Николаевич   -   с сентября 1975 г. по октябрь 1981 г.
-  полковник Балыкин Владимир Михайлович   -    с октября 1981 г. по апрель 1983 г.
-  полковник Семенов Геннадий Васильевич    -     с апреля 1983 г. по январь 1984 г.
-   полковник Колясников Владимир Николаевич    -  с января 1984 г. по май 1986 г.
-  полковник Фархиев Вячеслав Атхамович   –   с сентября 1986 г. по октябрь 1988 г.
-  полковник Романов Анатолий Тимофеевич   –  с октября 1988 г. по апрель 2002 г.
-  полковник Геращенко Александр Николаевич  – с апреля 2002 г. по ноябрь 2007 г.
-  полковник Панцев Алексей Михайлович – с декабря 2007 г. по июнь 2009 г.
-   полковник Дорогов Олег Анатольевич – с июня 2009 г. по настоящее время.
2)      Заместители командира полка:
-       подполковник Сахаров В.В.  с августа 1970 г. по апрель 1974 г.
-       подполковник Заблотный Э.М. 70-е гг.
-       подполковник Горшков В.Т. с апреля 1974 г. по ноябрь 1976 г.
-        майор Астанин В.И. с марта 1977 г. по сентябрь 1980 г.
-        капитан Фархиев В.А.    с декабря 1979 г. по сентябрь 1986 г.
-        подполковник Хоптинский И.М. с сентября 1980 г. по январь 1987 г.
-        майор Кадуцкий В.А.   с января 1987 г. по август 1989 г.
-        подполковник Кочешев А.Н.  с августа 1989 г. по июль 1995 г.
-        подполковник Жекураев А.В. с декабря 1989 г. по июнь 1993 г.
-        подполковник Чернобук В.И. с июня 1993 г. по март 2004 г.
-        подполковник Асанов А.А. с мая 2004 г. по май 2006 г.
-       подполковник Дорогов О.А. с мая 2006 г. по июнь 2009 г.
-       подполковник Спиридонов С.В.  с октября 2009 г по настоящее время.
4)    Заместители командира полка по летной подготовке:
-   подполковник Рассуковский А.М.  с сентября 1970 г. по октябрь 1977 г.
-   подполковник Богдан В.А.    с июня 1978 г. по февраль 1980 г.
-   майор Жекураев А.В.  с апреля 1980 г. по май 1986 г.
-  подполковник Кочешев А.Н. с мая 1986 г. по август 1989 г.
-  подполковник Юрченко С.Н. с августа 1989 г. по май 1990 г.
-  подполковник Жекураев А.В. с октября 1994 г. по июль 1996 г.
- подполковник Кашкевич В.С.   с июля 1996 г. по сентябрь 2004 г.
- подполковник Великов А.А.  с марта 2005 г. по июль 2010 г.
3)     Заместители командира полка по (политической части) воспитательной работе:
-   подполковник Брюзгин С.Т.   с мая 1970 г. по август 1973 г.
-   подполковник Сиротенко В.И.   с августа 1973 г. по август 1983 г.
-  подполковник Приходченко Ю.Н.   с августа 1983 г. по сентябрь 1989 г.
-   подполковник Гуннер С.Ю.  с сентября 1989 г. по июль 1992 г
-  подполковник Кругов Н.Б. с июля 1992 г. по декабрь 2003 г.
-  подполковник Колесников В.В.  с декабря 2003 г. по настоящее время.

5)       Заместители командира полка по инженерно авиационной службе (вооружению):
-  майор  Куликов Н.Т. с мая 1970 г. по октябрь 1975 г.
-  майор Галкин Ю.А. с октября 1975 г. по ноябрь 1978 г.
-  подполковник Никитин  В.И. с ноября 1978 г. по ноябрь 1979 г.
- подполковник Пищулин А.Н.  с ноября 1979 г. по ноябрь 1985 г.
- майор Гарифуллин Е.Ф. с ноября 1985 г. по октябрь 1988 г.
- подполковник Агеев Л.И. с октября 1988 г. по май 1995 г.
- подполковник Черкасов В.Е.  с мая 1995 г. по декабрь 2005 г.
- подполковник Бригинец В.М. с марта 2005 г. по июль 2006 г.
- подполковник Саломахин Н.В. с июля 2006 г. по сентябрь 2007 г.
- подполковник Зинченко В.И. с февраля 2008 г. по март 2010 г.
- подполковник Федотов Ю. П. с марта 2010 г. по настоящее время.
6)     Начальники штаба полка:
-  майор Попов В.П.   с июня 1970 г. по январь 1973 г.
-  подполковник Задорожный А.М.   с января 1973 г. по март 1979 г.
-  подполковник Леликов Ю.В.   с марта 1979 г. по август 1983 г.
-  подполковник Скиба В.Я.    с августа 1983 г. по апрель 1990 г.
-  подполковник Касимов М.А. с апреля 1990 г. по июль 1995 г.
-   подполковник Буранко С.И.  с июля 1995 г. по декабрь 2003 г.
-   подполковник Кузьменко А.В.  с декабря 2003 г. по март 2010 г.
7)   Заместитель командира полка по тылу:
-   подполковник Бурыхин В.Г. с июль 2000 г. по февраль 2001 г.
-   подполковник Ведминский И.А. с февраля 2001 г. по август 2005 г.
-   подполковник Карпов Д.Е. с августа 2005 г. по апрель 2010 г.
-   подполковник Карпачёв Л. А. с апреля 2010 г. по настоящее время.
9. Вертолётный спорт.
Вертолётный спорт начал зарождаться в 131 учебном вертолётном полку с 1972 г. на учебном вертолете «МИ-1» («Ми-1У»). С этой целью была создана спортивная база: асфальтированный квадрат 50 Х 50 м., колодец 25 Х 25м., высота штанг 10 м. Полеты по треугольному маршруту выполнялись с отсчетом времени летчиком на ИПМ и выхода на КПМ в заданный «ноль». За 1972-1975 гг. в полку была подготовлена более 20 мастеров спорта СССР. Лучшими из лучших призерами чемпионатов зон и ПриВО были подполковник Леликов Ю.В. и подполковник Петров А.П. Первым организаторомвертолётного спорта в 131 учебном вертолётном полку был заместитель командира полка подполковник Сахаров В.И. и заместитель командира полка по лётной подготовке подполковник Горшков В.В.
В 1975 г. на аэродроме Сокол проведен 14 чемпионат ПриВО. В 1976 г. в связи с переходом полка на новую технику вертолет «Ми-8Т» вертолетный спорт был закончен из-за несоответствия типа вертолёта к спортивному предназначению.
По прошествии почти трёх десятилетий, в 2007 г. вертолётный спорт вновь возвратился в 131 учебный вертолётный полк, т.к. в полк по штату были поставлены вертолёты типа «Ми-2У». В полку создана спортивная и методическая база в соответствии с существующими программами. Лётчики полка приняли участие в соревнованиях 5 округов и зон на Чемпионате России. За эти годы подготовлено три мастера спорта России: полковник Панцев А.М., капитан Чернов В.Н., капитан Пинтелин А.В., которые стали призёрами и чемпионами округов. В 2009 г. экипаж Чернов В. –
Пинтелин А. выиграли на чемпионате России упр № 3 – «развозка грузов» и завоевав звание чемпионов России вошли в состав сборной России. Воспитанники полка А.Майоров, С.Тупиков вышли на мировой уровень. А.Майоров в 2008 г. в абсолютном первенстве завоевал второе место и выиграл упражнение  «Навигация».
В разные годы учились и совершенствовали лётное мастерство абсолютные чемпионы мира (1999, 2002, 2005 гг.) подполковник Зябликов В.Г. и подполковник Гандченко В.Г., абсолютные чемпионы мира 2007 г. подполковник Коротаев В.В. и подполковник Буров Н.С., их тренер «Заслуженный тренер России» Брыкаев В.И., который и сегодня занимается подготовкой подрастающего поколения спортсменов-вертолётчиков.

Отредактировано bashkatoff (2014-06-04 01:55:09)

0