Последнее слово пилота рухнувшего под Казанью Ми-8: "Спас"
Зная, что погибнет, он отказался от парашюта и уводил машину от жилых домов.
Комсомольская Правда, 27 октября 2008 года
- Спас! - прошептал пилот рухнувшего в воскресенье под Казанью, в поселке Новая Тура, вертолета Ми-8. Это было его последнее слово. После этого он отключился и, не приходя в сознание, умер.
- Все это произошло на наших глазах, - рассказывает Гуля, жительница дома, в пяти шагах от которого и упал вертолет. - Я с мамой сидела на кухне, муж копался в огороде, и тут на головой такое 'тух-тух-тух'. Мы выскочили на улицу - над нашим домом висел вертолет, потом он чуть-чуть пролетел и упал:
Корреспонденты 'КП' подъехали в поселок через полтора часа после крушения. Муж Гули нервно ходил по огороду, он подбирал и снова клал на землю осколки махины, которые разметало от взрыва.
- Вы не трогайте его, они с мужиками такой шок пережили, - говорит Гуля. - Подбежали после взрыва на место крушения, а там пилот истекает кровью. Голову поднял и говорит: 'Спас'. И умер.
Пилот Петр Чумаков спас как минимум с десяток человеческих жизней. Его вертолет потерял управление, когда был над поселком Новая Тура. Немыслимым образом он сумел увести неуправляемую махину от жилых домов, ЛЭП и газопровода. Ми-8 рухнул на грунтовую дорогу между домами. Еще чуть-чуть и начиналось поле и болото, все уверены - он вел машину туда.
В Ми-8 было 5 человек экипажа. Четыре человека погибли и лишь один спасся. Когда машина находилась на высоте около 70 метров, он выпрыгнул с парашютом. В шоке с переломом позвоночника его доставили в больницу.
Парашют был и на пилоте Чумакове. Но он им не воспользовался и до последнего отводил беду от поселка.
Это был испытательный полет после того, как самолет модернизировали на 'Казанском вертолетном заводе'.
- Никаких сигналов от помощи от пилотов не было. Вертолет просто резко пропал с радаров, - говорит директор ОАО 'Казанский вертолетный завод' Вадим Лигай. - Это был один из самых опытных наших экипажей:
- Напишите! Напишите - почему они над поселками летают?! Они же на самоубийство шли, чтобы только на дома не падать и чтобы люди не пострадали! - твердят жители Новой Туры.
Пока никаких версий не выдвигается. Но неофициально специалисты говорят, что, возможно, у вертолета отказали двигатели.
Вечером на месте крушения еще работали спасатели и следователи.
Вот имена погибших: пилот - Петр Чумаков (56 лет). Экипаж: Максим Иванков (35 лет), Борис Макаренко (55 лет) и Фарид Хуснимарданов.
Наталья Ламбоцкая
Командир разбившегося вертолета приказал экипажу прыгать
На стене проходной Казанского вертолетного завода - четыре траурных портрета и цветы. Пилоты вертолета Ми-8 погибли, выполняя испытательный полет под Казанью.
Комсомольская Правда, 28 октября 2008 года
Цель полета самая обычная - налет часов перед сдачей машины в эксплуатацию. Катастрофа произошла через пять минут после вылета с площадки Казанского вертолетного завода. На высоте 300 метров машина начала заваливаться вправо. А потом стала резко снижаться.
К счастью, жители коттеджного поселка Новая Тура не пострадали - машина рухнула, перелетев буквально несколько метров через один из домов. Командир сумел дотянуть до пустыря.
- Он такой надежный, честный. За ним как за каменной стеной, - говорит о муже вдова погибшего пилота Петра Чумакова Татьяна. Родные пока держатся, но в глазах тоска - почему, за что?
- Версии две, - говорит зам. руководителя Нижегородского следственного отдела на транспорте Приволжского следственного управление СК при Прокуратуре России Игорь ПОТАПОВ. - Отказ оборудования или ошибка пилотов.
Последнее предположение, правда, отвергают все, кто знал Чумакова: заслуженный летчик-испытатель России, самый опытный пилот КВЗ. Он до последнего уводил вертолет от домов.
Но сами жители поселка задают другой вопрос: почему вертолеты пробуют на прочность над их крышами?
- Никто над поселком не испытывает машины. Но здесь проходит согласованный со всеми инстанциями маршрут пролета к тому месту, где вертолеты набирают часы, - объясняет директор ОАО 'Казанский вертолетный завод' Вадим ЛИГАЙ.
Прокуратура тоже не видит нарушений - вертолет летел там, где положено. Правда, стоит заметить: маршрут пролета согласовывался много лет назад, когда коттеджного поселка на карте и в помине не было. А когда он появился, никому в голову не пришло изменить трассу....
Второй вопрос, который сегодня интересует многих: почему экипаж не воспользовался парашютами (они есть в оснащении экипажа, потому что полет, что ни говори, испытательный)? И тут всплывает странность - средства спасения были лишь на первом и втором пилотах. По словам выжившего второго пилота Рината Галимова, который сейчас в больнице, когда вертолет потерял управление, командир приказал покинуть борт.
- Парашюты были у всего экипажа. Без этого вертолет не выпустили бы на маршрут, - объясняют следователи.
Как добавили к этому на самом заводе, испытатели действительно берут на борт средства спасения, но... не любят надевать их. Во-первых, мешают в полете. Во-вторых, плохая примета. В-третьих, это был далеко не первый полет машины, и ни пилоты, ни инженеры от машины не ждали каких-либо сюрпризов. А когда начались проблемы - метнулись к парашютам, но - не успели...
Погибший экипаж:
Командир воздушного судна - Петр Ильич Чумаков (58 лет).
Ведущий инженер - Максим Иванков (34 года).
Бортинженер - Фарид Хуснимарданов (41 год).
Штурман - Борис Макаренко (50 лет).
Наталья Ламбоцкая
Известия.Ру, 28 октября 2008 года
В среду в Казани похоронят членов экипажа вертолета Ми-8МТВ-1, который воскресным днем разбился в 12 километрах от города. Винтокрылая машина, проходившая летно-технические испытания после модернизации, внезапно потеряла высоту и начала падать. Вертолет мог рухнуть на коттеджный поселок, но пилот Петр Чумаков до последнего мгновения уводил воздушное судно в сторону от жилья.
Погибли четыре члена экипажа. Выжил только второй пилот Ринат Галимов. Он выпрыгнул с парашютом из падающей машины и был госпитализирован с компрессионным переломом позвоночника.
Жители улицы Луговой в пригородном поселке Нижняя Тура до сих пор не могут прийти в себя от случившегося.
- Представляете, на подлете к нашему поселку вертолет неожиданно начал снижаться, - рассказывает очевидец случившегося Радик. - Затем послышался сильный гул, вертолет перекувыркнулся в воздухе, наверное, раза два и стал падать.
Другой очевидец, Роман, добавляет:
- Было такое впечатление, что на время машина зависла в воздухе, а затем рухнула на землю.
Кажется чудом, что вертолет упал на дорогу между коттеджами, не повредив дома, линии электропередачи и расположенный поблизости газопровод. При ударе о землю фюзеляж развалился, из баков вылилось топливо и загорелось. Когда из машины удалось вытащить умирающего командира - 58-летнего Петра Чумакова, он первым делом спросил: "Спас?". Беспокоился о жителях поселка. Вместе с пилотом погибли 60-летний штурман Борис Макаренко, 42-летний бортинженер Фарид Хуснимарданов и 34-летний инженер Максим Иванков.
Спасся лишь второй пилот - 46-летний Ринат Галимов. Когда машина находилась на высоте около 70 метров, он выпрыгнул с парашютом. Но тот до конца не раскрылся, и летчик с компрессионным переломом позвоночника госпитализирован.
- Он чувствует себя стабильно, - со-общила "Известиям" жена Рината Ирина. - Врачи говорят, что опасности для жизни нет.
Вчера спасшийся пилот уже дал показания представителям Нижегородского межрайонного следственного отдела Приволжского следственного управления на транспорте СКП России. Он рассказал, что через несколько минут после взлета на высоте около 300 метров экипаж почувствовал сильный крен, вертолет потерял управление и резко начал снижаться. Командир экипажа дал команду покинуть машину, и Галимов выпрыгнул на высоте менее 100 метров.
Как выяснили "Известия", на этой машине на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) по просьбе московской фирмы оборудовали VIP-салон и перебрали двигатель. После такой доработки обязательно проводятся летно-технические испытания. Их доверили самому опытному экипажу во главе с летчиком-испытателем первого класса Чумаковым. Он родом из чувашской деревни Аниш-Ахпердино. После школы пошел работать слесарем-монтажником в Чебоксарское монтажное управление. А затем тридцать лет служил в Вооруженных силах. В 1973 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, получил специальность: пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов. Потом служил в Читинской области. Там, в городе Могоча, родилась его дочь Елена. В 1991 году награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени. Спустя пять лет стал заслуженным летчиком-испытателем Российской Федерации. Работники КВЗ, где Петр работал последние десять лет, рассказали, что ему поручали самые ответственные задания и он доставлял вертолеты за границу.
Сейчас вся большая семья Чумаковых собралась в Казани.
- В воскресенье он, как обычно, поехал на работу, - рассказала "Известиям" сестра погибшего пилота Валентина. - Он хоть и младший в нашей большой семье, но был самый надежный.
Юрий Николаев
Отредактировано Сергеич57 (2008-10-28 21:59:16)