Ка-52: неуязвимый «Аллигатор»
04.04, 11:57 «Вести.Ru»
Вертолет Ка-52 — потомок легендарной «Черной акулы», вертолета Ка-50. В приморском городе Арсеньеве приступили к серийному производству новой винтокрылой машины.
Первые разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор» поступят в российскую армию уже в этом году. В приморском Арсеньеве приступили к серийному производству. Событие — судьбоносное для холдинга «Вертолеты России», который объединяет разработчика и производителя новой машины — КБ Камова и дальневосточный завод «Прогресс».
«Эта машина дает предприятию нормальную производственную загрузку. Мы надеемся, что за счет выпуска этой машины наше предприятие будет идти только вперед, развиваться, переходить на новые технологии», — заявил Юрий Денисенко, генеральный директор ААК «Прогресс».
Ка-52 — потомок легендарной «Черной акулы». На показательном выступлении «Акула» вежливо кланяется зрителям. Но это не прощание — просто «Акула» уступает место более сильному.
Имя «Аллигатор» вертолету дал его создатель Сергей Михеев . Этот образ как нельзя лучше подошел новой винтокрылой машине.
«Эта мощь, этот рывок, эта энергия! Это такая хватка! Она меня поразила, — рассказал Сергей Михеев, генеральный конструктор ОКБ имени Н. И. Камова. — И однажды, войдя в цех и увидев уже собранную машину… Господи, так она же похожа на “Аллигатора!” Теперь я говорю так: если вертолет будет вести себя, как хищник, свое название он оправдает».
Визитная карточка камовских вертолетов — два несущих винта, которые вращаются в разных направлениях. Благодаря этой схеме «Аллигатор» способен выполнять уникальные боевые маневры, например, крутить «воронку».
«Если вы цель обнаружили и она под вами, нужен заход. Зачем вам многократно заходить? Вы над ней встали, обработали ее до конца и ушли», — пояснил Евгений Свинин, штурман-испытатель первого класса.
«Аллигатор» отличается от «Черной акулы» прежде всего двухместной кабиной. Кресла пилотов расположены рядом. Оба летчика могут взять на себя управление вертолетом или огнем. Это важно еще и потому, что Ка-52 создан для ведения наступательных действий в любое время суток и в любых метеоусловиях. В бою ему отводится роль командирской машины. Два двигателя мощностью 5 тысяч лошадиных сил позволяют перемещаться со скоростью свыше 300 километров в час.
«Отключается один — либо левый, либо правый. И на одном двигателе можно свободно долететь и в заданный район произвести посадку», — отметил Константин Громыко, слесарь-сборщик летательных аппаратов.
В Ка-52 используются композитные материалы. Конструкторы давно оценили их прочность, стойкость к воздействию высоких температур и вибрационным нагрузкам, а самое главное — малый вес. «Аллигатор» на треть состоит из композитов.
«Серийные лопасти из композитных материалов мы начали применять в конструкции вертолетов на 10 лет раньше, чем любая западная фирма. И сегодня, прямо скажем, считаем, что композитные материалы — это материал вертолетов», — подчеркнул Сергей Михеев.
Специалисты предсказывают: Ка-52 наверняка заинтересует зарубежных заказчиков. Помимо внушительного набора вооружения — блоков управляемых и неуправляемых ракет «воздух — земля» и «воздух — воздух», поворотной 30-миллиметровой пушки — «Аллигатора» отличает новейший бортовой комплекс оборудования. Радиолокационная станция «Арбалет» выдает информацию о препятствиях на маршруте полета и обеспечивает поиск цели. Система катапультирования дает возможность покинуть вертолет на любой высоте — от нуля до четырех тысяч метров. Есть на Ка-52 и устройство, снижающее вероятность обнаружения вертолета в инфракрасном диапазоне. Все эти разработки делают «Аллигатор» почти неуязвимым.