Некоторые знают Викторыча лично.

НОЧНЫЕ ПОЛЁТЫ НИКОЛАЯ ПЫРИНА

___

«Рожденный ползать летать не может» - эту пословицу обычно вспоминают те, кто не сумел осуществить свою мечту, добиться главной цели в жизни. Николай Пырин, мой давний друг и боевой товарищ, не солгал своей детской мечте - стать похожим на выдающегося аса, трижды Героя Советского Союза, летчика-фронтовика Александра Покрышкина. Образ легендарного пилота, новатора, автора смелых методик ведения воздушного боя стал для Николая верным ориентиром. К нему Пырин шел настойчиво, год за годом, чаще не благодаря, а вопреки обстоятельствам, условиям, возможностям.

Родился Николай Пырин в деревне Киндерёво Даниловского района Ярославской области в семье железнодорожника. Аэродромов в округе тогда не было, да и воздушные трассы не проходили. Зато в школьной библиотеке авиационная тематика была представлена множеством книг. Читая книги о полярных пилотах, ставших первыми Героями Советского Союза за спасение челюскинцев, о выдающихся асах Великой Отечественной войны, он не просто восхищался ними, его сознание впитывало характеры героев, ковало твердую убежденность в том, что и он сможет стать воздушным мастером.

Пырин считает, что ему очень повезло. Еще бы, ведь и в период обучения в летном училище, и в годы офицерской службы в Краснознаменном Дальневосточном военном округе, и позже среди его учителей и командиров, инструкторов и наставников были непосредственные ученики самого Александра Ивановича Покрышкина. Такая школа многих университетов стоит.

___
В Афганистане
Армейская авиация, скажет кто-то, по своему назначению, по способам применения и выполняемым задачам весьма далека от истребительной. И будет прав. Отчасти. Потому как действия летчика в воздухе, чем бы он ни управлял, подчинены одним законам. Но в условиях боевых действий нередко возникают ситуации, когда неукоснительное выполнение Наставления по производству полетов, инструкций экипажами вертолетов …лишает воюющих на земле пехотинцев, десантников, разведчиков последней надежды на спасение. Ночь, непогода, туман…, да мало ли может быть ограничений для вылета. И остается у них одна надежда - на Бога. Нет, все-таки, до последнего верят бойцы и командиры на «вертушки», на тех, кто способен вытащить их из любой переделки.

Пырин - не просто летчик. Он летчик, что называется, от Бога. Потому что кроме филигранной техники пилотирования, высокого мастерства использования огневых возможностей техники он в постоянном творческом поиске решения самых тяжелых задач. И в этом он похож на своего кумира - знаменитого Покрышкина. Свои «ноу-хау» Николай Пырин всегда просчитывает до мельчайших деталей. Так было в Афганистане, где ковалась боевая выучка пилота-новатора и командира. Он чертил схемы, делал расчеты, увязывал данные с условиями местности, разрабатывал нестандартные варианты полетов: с посадками в горной местности в разные времена суток при обеспечении действий групп спецназа, подразделений сухопутных войск, учитывая возможность огневого противодействия. Заметим, МИ-8, на котором летал экипаж Николая Пырина, не был оснащен приборами для ночных полетов. Этот недостаток можно было компенсировать точностью разработанного маршрута, абсолютным знанием рельефа в районе предстоящих действий, безошибочной работы всего экипажа, высочайшим напряжением внимания и полным взаимопониманием экипажа, мастерским пилотированием. Николай разработал свою систему прокладки полетного маршрута, организации связи, порядка кратковременной подачи сигналов для обозначения своих войск и захода на посадку. При возможности, Пырин с экипажем выходил в рейды с маневренными группами, проводил рекогносцировку, намечал маршруты полетов, заблаговременно налаживал взаимодействие с авианаводчиками. Он понимал: в условиях ограниченной видимости, при выключенных аэронавигационных огнях, ночью шанс совершить посадку на горный пятачок может быть только один единственный. И на все про все -две-три минуты. Противник - в непосредственной близости от наших войск, а вертолет с экипажем считался у душманов самой ценной «добычей».

___
Боевые будни
Свой первый боевой вылет на эвакуацию тяжелораненых десантников с посадкой ночью в горной местности он совершил 13 октября 1982г в районе провинции Саманган. Методику выполнения задачи разработал сам Пырин. Каждая новая задача была непохожей на предыдущую. Новые маршруты, новые задачи, новые расчеты. Расчеты, в которых ошибка на 50-100 метров могла стоить жизни экипажу.
- Бывало, вышестоящее начальство требует немедленно взлетать, эвакуировать из заданной точки тяжелораненых,- вспоминает Пырин. - А там - бой, возможно применение « стингеров», ДШК. Как зайти на точку сходу, в считанные минуты прогрузить людей на борт и взлететь? Тут не героическая готовность нужна, а точный расчет.

В такие моменты командир звена капитан Пырин всецело полагался на своего «правака» - летчика-штурмана старшего лейтенанта Валерия Овчинникова. 10-15 минут ему хватало для того, чтобы рассчитать маршрут полета, схему захода на посадку, взлет и обратный курс до мелочей. До метра, до секунды. Выполнив лично около 40 ночных вылетов с посадкой в горах, Николай Пырин со своим экипажем спас более 250 раненых военнослужащих в Афганистане, а позже - на Северном Кавказе. Он неустанно совершенствовал методику и технику пилотирования и продолжал обучать пилотов.

С 1981 по 1985 г. ему дважды пришлось выполнять интернациональный долг в Республике Афганистан. С аэродромов Кундуз и Джелалабад, Кабул и Баграм, Кандагар и Шиндант и Газни и Гардез, Файзабад, и Мазари-Шариф, Маймане и Пули-Хумри старший летчик, в дальнейшем командир звена вертолетов Ми-8 капитан Пырин Николай Викторович выполнял боевые вылеты в районах Мазари-Шариф, Файзабад, Баглан, Пули-Хумри, Талукан, Ташкурган, Баграм, Маймане, Пандшер, Бомиан, Кунар, Пактия, Пактика, Газни, Суруби, Черные горы, Митерлам, Бараки, Асадабад, Барикот, Маравары, Асмар,юго-запад провинции Наргархар, Шиндант, Гардез, Кабульские окраины, Ургун, Черные Горы, Суруби, Чирикар - грозное небо всего Афганистана было местом его летной боевой работы.

С осени 1984 года в полку за ним закрепилось негласное звание «мастер ночных посадок», а среди сослуживцев так и осталось уважительное признание: когда было очень сложно, посылали экипаж Шило, когда невозможно - Пырина.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни в мае 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР старший летчик 254-ой отдельной вертолетной эскадрильи капитан Пырин Н.В. был награжден орденом Красной Звезды. За особо значительные подвиги, совершенные в боевой обстановке с явной опасностью для жизни в августе 1985г Указом Президиума Верховного Совета СССР командир звена 335 отдельного вертолетного полка капитан Пырин Н.В. был награжден орденом Красного Знамени. В том же 1985 году за проявленное мужество и решительные действия при выполнении боевого вылета на прикрытие группы спецназ, проявленное личное мужество в боевой обстановке, спасение раненых десантников, эвакуировав их из под огня противника приказом Министра обороны СССР было присвоено очередное воинское звание «майор» на ступень выше занимаемой воинской должности. В апреле 1982 г. Пырин Н.В. награжден Почетным Знаком ЦК ВЛКСМ – «Воинская доблесть».

Немного времени прошло после афганской войны, как вспыхнул новый очаг. На этот раз - в своей стране. Сначала в Дагестане, а потом в Чечне развернулись боевые действия бандформирований против федеральных войск.
Вместе с подчиненными с 1996 года заместитель командира отдельного вертолетного полка, подполковник Пырин Н.В. участвовал в антитеррористических операциях по наведению конституционного порядка на территории Северного Кавказа. Работали с аэродрома Ханкала в районе Орехово, Самашки, Бамут, Шатой, Аргунское ущелье, Курчелой, Харсеной, Ведино, Мекхеты, Гехи… За два месяца налетал Николай Викторович более 150 часов, неоднократно подвергаясь огневому воздействию противника в воздухе и на земле. А первым его боевым вылетом в ту пору стал ночной полет 15 мая 1996 года на эвакуацию тяжелораненых военнослужащих из района боевых действий в горной местности, в сложных метеорологических условиях. За самоотверженность, мужество и отвагу, смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни в январе 1997 г. заместитель командира 440 отдельного вертолетного полка подполковник Пырин Н.В. Указом Президента Российской Федерации награжден орденом Мужества.

Николай Викторович Пырин подготовил и воспитал более 10 летчиков-снайперов, 28 летчиков первого класса, 48 летчиков второго класса, которые за всю летную деятельность не имеют авиационных происшествий, подготовил 26 инструкторов к обучению летного состава посадкам на высокогорные и пыльные площадки, при метеоминимуме вертолета. Многие из его воспитанников награждены боевыми орденами и медалями, среди них Заслуженные военные летчики России, Заслуженные летчики испытатели России, Герои России, которые занимали и продолжают служить Отечеству на высоких и ответственных должностях государственной, гражданской и экспериментальной авиации России.

Ветеран боевых действий в Афганистане и других локальных войн, военный летчик-снайпер, полковник Пырин Н.В. имеет общий налет на вертолетах более 5000 часов, из них более 1500 часов в условиях боевых действий, выполнил 565 прыжков с парашютом. Участвовал в 27 боевых операциях. Летал ведущим группы, неоднократно подвергался огневому воздействию противника в воздухе и на земле. Перенес тяжелое заболевание, полученное в Афганистане, и вернулся в строй. Он и сейчас остается на государственной службе Российской Федерации.

За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и подготовке лётных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу в военной авиации 12 августа 2000 г. Указом Президента России № 1509 старший инспектор-летчик старший эксперт службы безопасности полетов Военно-воздушных сил полковник Пырин Н.В. удостоен Почётного звания «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации», а в феврале 2002г за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству начальник авиации 12 Главного Управления Министерства обороны Российской Федерации полковник Пырин Н.В. был награждён Благодарственной Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России - Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В личном архиве Н.В. Пырина есть ценные подарки и грамоты, благодарственные письма, вымпелы и знаки от Генсеков и Министров обороны, президентов и глав государств. Но самая дорогая из них - памятная медаль А.И. Покрышкина. Медаль, учрежденная в честь человека, пример жизни которого вел по жизни и летной работе Николая с самого детства. С того момента, когда на берегу речки Лунки, он увидев вертолет, закричал: «…я буду вертолетчиком». И стал. Это было как знамение.

Боевой характер Николая проявляется и общественной работе. В Клубе заслуженных военных летчиков (штурманов), летчиков - испытателей (штурманов-испытателей) Московского Дома ветеранов он в числе самых активных штыков. Под руководством Председателя Клуба, одного из самых достойных и любимых учеников А.И. Покрышкина генерал-полковника авиации, заслуженного военного летчика СССР Николая Ивановича Москвителева он активно занимается военно-патриотической работой, помогает семьям военных летчиков, погибших в войнах и конфликтах при выполнении воинского долга.

После увольнения из Вооружённых сил в 2008 г., оставаясь преданным делу авиации России, Пырин перешел на гражданскую государственную службу в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта Минтранса России. О, как и в прежние годы, открывает путь в небо молодым. И каждый раз, давая «добро» на самостоятельную работу в небе, он испытывает чувство радости и гордости. Понимает: как и в годы его юности, путь в небо открывается для тех, кто видит в этом великий смысл, цель жизни. И продолжается полет моего боевого товарища и друга.

Владимир Матяш, полковник, ветеран боевых действий

Хорошая статья:
http://letun.su/Events/pyrin.html

http://s2.uploads.ru/t/0gA1j.jpg