ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Объявление

ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ И НЕ МОЖЕТЕ ВОЙТИ ПИШИТЕ НА АДРЕС, kirill83s-pb@mail.ru ПРОБЛЕМУ РЕШИМ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. С УВАЖЕНИЕМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » Вертолеты над Чернобылем. » Памяти экипажа капитана ВОРОБЬЁВА В. К.


Памяти экипажа капитана ВОРОБЬЁВА В. К.

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Тема создана по инициативе участников форума.

Посвящается памяти экипажа Ми - 8МТ в составе:

1. ВОРОБЬЕВА Владимира Константиновича,   21.03.1956 - 02.10.1986;
2. ЮНГКИНДА Александра Евгеньевича, 15.04.1958 - 02.10.1986;
3. ХРИСТИЧА Леонида Ивановича, 28.02.1953 - 02.10.1986;
4. ГАНЖУКА Николая Александровича, 26.06.1960 - 02.10.1986.

погибших 02.10.1986 г. в результате катастрофы вертолёта при выполнении обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

За день до катастрофы, 1 октября 1986 года, экипаж МИ-8 после очередной ходки к ректору приземлился. На борту, кроме специалистов, был и фотожурналист украинского отделения АПН Игорь Костин. “Слушай, — сказал ему командир экипажа, — мы Афган отлетали, и ни одной фотографии. Обидно. Сделай нам фото, пусть от Чернобыля память останется!” Обычно фотокоры-профессионалы не делают снимков “на память” — на всех желающих пленки не хватит. Но здесь такой случай! Отказать невозможно. Экипаж и пассажиры выстроились у машины, Костин нацелил объектив, но вдруг увидел, что кадров больше нет — вся пленка израсходована. Но чтоб не обидеть ребят, для виду взвел затвор. И тут… выскочил “лишний”, 37-й кадр (редко, но такое бывает: пленки отмотано чуть больше или она неровно отрезана). Так и получилось это “фото на память”.
29.06 2005, Ольга УНГУРЯН, "ФАКТЫ" (С)
http://afghan-yar.msk.ru/page.php?id=112

http://vip-mixer.ucoz.ru/_pu/4/48113194.jpg

Мистика или случайность... наверно судьба.

+1

2

В тот день на площадке объекта "Укрытие" проходил митинг. Саркофаг еще не закончили, но уже возвели "великую стену", прикрывшую основной развал. И решили это отпраздновать. А без торжественного собрания какой праздник? Длинная "рука" бетононасоса подняла красный флаг. Военные музыканты, по команде сняв респираторы, заиграли марш. Звучали речи, вручались грамоты.

А под конец митинга в небе появились военные вертолеты. Они по очереди подлетали к саркофагу и поливали его дезактивирующим раствором. Такой эффектный кадр съемочная группа Западно-Сибирской студии кинохроники упустить не могла. Кинооператор Виктор Гребенюк вел панораму за вертолетом, и вдруг... машина "споткнулась" и устремилась к земле. Через несколько секунд все заволокло черным дымом...               
29.06 2005, Ольга УНГУРЯН, "ФАКТЫ" (С)
http://afghan-yar.msk.ru/page.php?id=112

0

3

2008-01-13 15:13:19
На снимке сверху ,действительно Володя Воробьев , в Пархимской 3-ей эскадрилье он был штурман звена, на Чернобыле я встретил его на аэродроме Черниговского ВВАУЛ, они экипажем были из Забайкалья, в Афгане его сбили, был он весь переломан, но восстановился и вернулся в строй, и мы с Володей Бабиным привезли их в Гончаровск для замены летного экипажа, а через полторы недели после нашей замены оттуда их экипаж погиб...  Ядерщики без команды стрелу на кране подвернули над машинным залом !!! Так не стало ребят...    А со мною был вот такой случай, почитайте ...

                                                                 Р А С С К А З  Ш Е С Т О Й.  Р Е А К Т О Р.

                                                                             Я не знаю до какого
                                                                             Скляр уехал в Комарово
                                                                             А пока лишь я и трактор
                                                                             Бетонируем  реактор ! 

                Тот период моей жизни не назовешь одним из самых трудных, потом были моменты и посложнее. И наверно они еще не все пережиты, но при полетах на ЧАЭС смерть несколько раз трогала наш экипаж, что называется за воротник. И только ангелы – хранители, да мастерство нашего командира - Володи Бабина  видимо спасало в те трудные мгновенья полета. Про одно из них я и хочу сегодня рассказать.
                 Это было в сентябре 1986 года, от нашего дружного экипажа осталось два человека – я и Володя, а вместо нашего летчика – штурмана Вити Осипова, с нами полетел Валерий Иванович Савченко. Видимо подошло время  проверить технику пилотирования моего командира – ну что ж  вперед и с песней!
                  Валерий Иванович – человек-легенда, начинал летать на истребителях , падал в самолете с отказавшим двигателем, был списан и переведен в вертолетную авиацию, был командиром полка в Кандагаре в начале афганской компании и получил бы наверняка Звезду Героя, если бы не штурманское – хамское отродье, завело весь полк, в ходе операции, на территорию не участвующую в войне – Иран !
                  Подлетаем. С площадки « Кубок -1» цепляем мощнейший робот весом больше четырех тонн и медленно идем на реактор, необходимо эту «маленькую» радиоуправляемую игрушку уложить на маленькую площадку размером метров десять на пятнадцать, для очистки крыши разрушенного энергоблока.
                     Игрушка болтается на двухсотметровом тросе и когда мы попадаем в облака я представляю картину , которую видят люди находящиеся на земле – самое обычное НЛО да и только. Вот сквозь разрывы облаков впереди наблюдаем станцию и начинаем снижение. В метрах тридцати от нашего груза идет сопровождающий борт, который подсказывает высоту и поведение нашего груза. Ложусь на пол грузовой кабины и начинаю давать экипажу короткие команды по быстрому снижению и укладке груза.
                             Через несколько секунд мы уже в «каньоне», впереди нас огромный кран со стрелой метров этак под двести , а сзади и справа корпус третьего оставшегося  целым  энергоблока, до площадки рукой подать и вдруг начинает вертолет так мотать, что волосы встают дыбом, кто летал тот знает что такое неуправляемый груз на внешней подвеске, весом больше четырех тонн. Он таскает за собой вертолет, вниз - вверх, вверх – вниз, лопасти  бедной вертушки готовы сложиться тюльпанчиком, но спасибо дедушке Михаилу Леонтьевичу Милю, ну уж больно крепкий вертолет Ми – 8МТ, а  в кабине сплошной мат, мои Кожедубы делят ручку.
                             В какое- то мгновение понимаю, что отказал автопилот и кричу в ларинги Володе, чтобы срочно тушил автопилот иначе нам крышка. Одно движение командира и вертолет успокаивается, но теперь он становиться похож на обкуренного Винни – Пуха, на все усилия летчиков реагирует медленно и неадекватно. По управляемости гораздо хуже ступы бабы Яги, но все-же  лететь можно.
                               Валерий Иванович, видя полную гармонию командира и бортового, больше не лезет к рычагам управления и мы продолжаем свой полет , медленно и осторожно кладем как ребенка, стоимостью не меньше миллиона, теми»зелеными » деньгами, робот. Я произвожу отцеп груза по команде вертолета – корректировщика и самое время свалить бы с пляжа, но тут выбегает « партизан », которого запрограммировали для работы с нами и схватив наш провисший трос тянет его в сторону трактора « Владимировец », откуда ему знать , что у нас отказ автопилота, нам становится жаль этого парня – на крыше светит не меньше пятидесяти – ста  рентген, а он нас ждал минут пять, считайте сами сколько ему досталось.
                                    Замок зацеплен и мы начинаем подъем трактора и перестановку его в другое указанное на крыше реактора место, площадка здесь совсем крохотная, метра три шириною и длинная метров двадцать пять, минуты через три попадаю и туда, теперь партизаны по очереди будут бегать к нему и убирать последствия страшного выброса, они уже внизу ожидают своей очереди,  произвожу отцеп груза и даю команду Володе на набор высоты.
                                      Когда я захожу в кабину, Вовка сидит весь мокрый, комбинезон на нем с пятнами пота, лицо все тоже в каплях пота,  показывает свою левую, а затем правую  руку – ручка « Шаг-Газ» и управления  отпечатались на них полностью, я представляю, сколько усилий стоил этот полет моему командиру. Достаю сигарету поджигаю ее и молча засовываю ее в Вовкин рот – кури брат, заслужил. Потом достаю свой носовой платок и вытираю его лицо, затем свое. Валерий Иванович молча смотрит на нас и пилотирует вертолет, командир отдал, ему управление и мы быстренько уходим от станции через реку Припять в сторону Гончаровска, где находится наш аэродром. По бортовым часам, в зоне реактора, мы находились двенадцать-пятнадцать  минут, а  это очень много для нашего экипажа. Обычно все полеты были не более двух- трех минут, а тут из-за этого отказа столько лишнего времени проболтались в чреве реактора. Прилетим, посмотрим по дозиметру, сколько взяли, говорит Володя.
                          Впереди показывается аэродром, и мы производим посадку на свою стояночку, на завтра у нас вылета нет, будем ремонтироваться!
                           Идем к нашему начальнику химической службы  – и проверяем свои дозиметры, так и есть, чуть меньше шести рентген - показывает датчик, а это годовая норма подводников. Организм начинает возмущаться от взятой нормы радиации, до гостиницы идти где-то чуть меньше двух километров, ноги идти не хотят и странная боль в области причинного места у меня и у Володи, а Валерию Ивановичу хоть бы хны!!!
                              В гостинице еле плетемся по ступенькам, и сквозь боль и зубы приглашаем его в гости, отметить свой рискованный полет. В номере подхожу к зеркалу – зрачок расширен как у революционера Камо в период пыток, пробую ладонью закрывать и открывать глаз, у зрачков никакой реакции на свет нет и в помине, снизу боль усиливается, такое впечатление , что меня начинают сверлить дрелью.
                               Спасибо нашему маленькому штурману , Вите Осипову - стол накрыт, консервы, тушенка, галеты в пачке, а в графине разбавленный спирт, входит Валерий Иванович, садится за стол, ну со свиданием…
                         Выпив грамм сто водки, устало бреду к зеркалу, ничего себе – зрачки заработали, будем жить, ура!!!
                               Спасибо вам мужики, говорит наш проверяющий, вы мне показали сегодня, старику, как надо летать и действовать в сложной обстановке.
                          Спасибо и Вам Валерий Иванович за науку и спасибо и тебе Русская Водка, что прикрыла в трудную Чернобыльскую годину! Виват Менделееву !!!

Подпись автора: Я там где ребята толковые !!!

Автор: Colonel Shall Активный участник
Откуда: г. Москва
Зарегистрирован: 2007-12-20
Сообщений: 108
Уважение:  +8
Позитив: +0
Пол: Мужской
Возраст: 53 [1957-06-01]
Провел на форуме:
1 день 8 часов Последний визит:
2010-11-03 20:40:47

+1

4

242007-12-13 10:46:55

wenzel написал(а):
Кстати на ссылке http://www.youtube.com/watch?v=aw-ik1U4 … r_embedded  (В настоящее время данная ссылка нерабочая. Видео с данной ссылки приведено в предыдущем посте.) есть видео катасрофы Ми-8, задевшего винтом троса подъемного крана рядом с реактором (слева - пятое видео).
Царство небесное погибшим. Вечная память.

Экипаж был из ЗабВО. Ком. эк. Воробьев Сергей, только вернулся из Афгана, а  летчик-штурман ст. л-т Юнкинд. Его перевели в составе ВЭ из ЮГВ г. Калоча, в г.- Нерчинск для последующей отправки в составе той же ВЭ в Афган. Но при отборе экипажей кому-то из верхнего штаба не понравилась фамилия и Юнкинд остался в Нерчинске, а в скором времени в составе объединенной группы экипажей Ми-6 и Ми-8 убыл в Чернобыль, как оказалось в крайний путь. ВЭ убывшая в ДРА через год вернулась потеряв одного бортового техника Вот такая вот судьба злодейка.

Отредактировано walera (2007-12-13 15:08:30)

Автор: walera Новичок
Зарегистрирован: 2007-10-30
Сообщений: 12
Уважение:  +0
Позитив: +0
Провел на форуме:
10 часов 44 минуты
Последний визит:
2008-03-04 16:53:57

0

5

252007-12-13 23:05:18

Командиром Ми-8 был Воробьёв Вололя, мы с ним служили в Пархиме.

Автор: vinodel
Новичок
Откуда: Н.Новгород
Зарегистрирован: 2007-09-09
Сообщений: 7
Уважение:  +0
Позитив: +0
Пол: Мужской
Провел на форуме:
3 часа 31 минуту
Последний визит:
2008-01-06 20:20:11

0

6

vinodel написал(а):
Командиром Ми-8 был Воробьёв Вололя, мы с ним служили в Пархиме.

vinodel Подскажи пожалуста про Воробьева о котором ты пишешь не начинал службу в Бердянске а далее в Норе на МИ-24 летчиком- оператором .

Подпись автора 
ВРЕМЯ ВЫШЛО-РАЗВОРОТ

Автор: Губайдуллин
Активный участник
Откуда: г.Кстово
Нижегородской обл
Зарегистрирован: 2007-11-07
Сообщений: 109
Уважение:  +2
Позитив: +0
Пол: Мужской
Возраст: 55 [1955-01-08]
Провел на форуме:
3 дня 10 часов
Последний визит:
2010-05-20 00:25:11

0

7

2007-12-14 13:54:48
vinodel написал(а):
Командиром Ми-8 был Воробьёв Вололя, мы с ним служили в Пархиме
Прошу прощения, много времени прошло. Я был в составе той ВЭ которая в это время была за речкой и катастрофа нерчинского Ми-8 над реактором просто потрясла всех. Еще одна деталь, Ил-86 перевозивший личный состав ВЭ из ЮГВ в ЗабВО пересек черточку в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. Дата знаменательная.

Автор: walera Новичок

0

8

352008-01-04 18:41:48

В тот день я тоже летал на реактор. Мы все, а было нас около 7 экипажей, заливали крыши клеем ПВА. Всё случилось у меня на глазах, я за Воробьёвым заходил на крышу.

Автор: Жеронкин Вячеслав
Новичок
Откуда: г. Воркута
Зарегистрирован: 2008-01-04
Сообщений: 1
Уважение:  +0
Позитив: +0
Пол: Мужской
Возраст: 53 [1957-03-01] 
Провел на форуме:
49 минут
Последний визит:
2008-03-09 20:31:17

0

9

2008-01-10 09:29:51

Жеронкин Вячеслав написал(а):
В тот день я тоже летал на реактор. Мы все, а было нас около 7 экипажей, заливали крыши клеем ПВА. Всё случилось у меня на глазах, я за Воробьёвым заходил на крышу.
А более подробно можно. В экипаже л/шт был Юнгкинд, мы с ним служили в ЮГВ.

Отредактировано walera (2008-01-12 12:47:52)

Автор: walera Новичок

0

10

2008-01-23 11:51:21

Нашел инфу по гибели экипажа Воробьева Володи над Черонобылем. Трепетно написано....

http://afghan-yar.msk.ru/page.php?id

Автор: walera Новичок

0

11

2008-01-23 19:01:09

Если мне не изменяет память Володя по словам , его жены Валентины , работал в магазине по продаже книг, но вот небо перетянуло на свою сторону!!!

Я там где ребята толковые !!!

Автор: Colonel Shall Активный участник

0

12

2008-01-23 21:14:27

Я долго сомневался, что в этой катастрофе погиб мой первый летчик-оператор на Ми-24 Володя Воробьев. Как увидел фотографию все сомнения исчезли. Когда формировался Норский полк в Бердянске, пришло много младших лейтенантов после выпуска экстерном из училища. Володя попал ко мне в экипаж. Он наверное был самым энергичным из всех, не мог усидеть на месте. Очень жадно впитывал все чему я его учил. Это была вторая эскадриль м-ра Бендрикова Федора Николаевича, а ком. звена ст л-т Королев. А до военной службы он работал в типографии у меня до сих пор хранится поваренная книга которую он набирал сам, когда на недельку ездил домой в Ярославль. Потом меня назначили командиром звена в первую эскадрилью еще в Бердянске, а он остался в звене у Королева. Уже будучи в Норе наверное через год его и еще несколько офицеров перевели в другие части.
ПУСТЬ ЗЕМЛЯ ЕМУ БУДЕТ ПУХОМ.
У меня остались только хорошие воспоминания

ВРЕМЯ ВЫШЛО-РАЗВОРОТ

Автор: Губайдуллин Активный участник

0

13

2008-01-24 19:57:43

Зуфар Хабибуллович! Абсалютно точно, он пришел из Норы, в Пархиме после 1979 года,  был большой некомплект на Горбатых, опытных летчиков отправили в Торжок инструкторами в ЦБП,  а вместо них поставили молодежь и доукомплектовали за счет других полков...

Подпись автораЯ там где ребята толковые !!!

Автор: Colonel Shall Активный участник

0

14

http://afghan-yar.msk.ru/page.php?id=112

... Пленку-позитив и фотографии мы отдали правительственной комиссии, негатив предусмотрительно оставили себе, -- вспоминает режиссер Валерий Новиков. -- Ни одного сообщения о гибели вертолета в печати не появилось, хотя в ту пору "чернобыльские" материалы не сходили со страниц газет. Кто-то могущественный наложил табу на эту информацию. Когда мы попытались выяснить фамилии погибших летчиков, нам вежливо, но твердо было сказано: данный факт огласке не подлежит. Удалось только выяснить номер машины и то, что ее командир лишь недавно вернулся из Афгана...

Тогда фильмы, да и все, что касалось Чернобыля, выходило в свет только с визой группы экспертов при Министерстве среднего машиностроения. Там сказали -- тоже вежливо, но твердо, -- что о возможности использования кадра не может быть и речи.

Заместитель председателя Совета Министров СССР Г.Г.Ведерников, в период строительства саркофага -- председатель правительственной комиссии, посмотрел фильм и одобрил все увиденное, кроме... кадра с падающим вертолетом. "Жареного захотелось? -- грохнул кулаком член правительства, еще минуту назад улыбавшийся человек. -- А мы не позволим жареное в фильм тащить. И не думайте!"

Кадр вырезали. Но позже он все-таки вошел в фильм -- цензура смилостивилась. Однажды киноленту показали школьникам в Музее Чернобыля. И пятиклассница Ирочка Ш., придя домой, с порога сообщила родителям: "Мы сегодня видели, как разбился вертолет!" С этого момента отец девочки "заболел" историей чернобыльских вертолетчиков.

-- Ни днем, ни ночью не давал мне покоя вопрос: кто эти люди? Мне нужно было знать, за кого чтобы молиться, -- вспоминает в прошлом фотожурналист, мой коллега, а сейчас священнослужитель одного из сельских храмов Киевской области отец Владимир. -- В Музее Чернобыля о них тогда сведений никаких не было. Но ведь люди пролили свою кровь! Умерших и пострадавших после Чернобыля -- тьма-тьмущая, а погибших в самой зоне -- единицы. Я стал наводить справки, искать очевидцев, списываться с родными погибших, живущими в Ярославле, Гомеле, Херсоне, Луцке... И вот какая открылась картина: будто кто-то написал сценарий...
Накануне катастрофы командир экипажа отослал домой все свои вещи и золотое колечко для жены

За день до катастрофы, 1 октября 1986 года, экипаж МИ-8 после очередной ходки к ректору приземлился. На борту, кроме специалистов, был и фотожурналист украинского отделения АПН Игорь Костин. "Слушай, -- сказал ему командир экипажа, -- мы Афган отлетали, и ни одной фотографии. Обидно. Сделай нам фото, пусть от Чернобыля память останется!" Обычно фотокоры-профессионалы не делают снимков "на память" -- на всех желающих пленки не хватит. Но здесь такой случай! Отказать невозможно. Экипаж и пассажиры выстроились у машины, Костин нацелил объектив, но вдруг увидел, что кадров больше нет -- вся пленка израсходована. Но чтоб не обидеть ребят, для виду взвел затвор. И тут... выскочил "лишний", 37-й кадр (редко, но такое бывает: пленки отмотано чуть больше или она неровно отрезана). Так и получилось это "фото на память".

-- То, каким вышел каждый из членов экипажа на снимке, не случайно, -- считает отец Владимир.

...Почему командир экипажа -- летчик 1-го класса, 30-летний капитан Владимир Воробьев за день до катастрофы отослал родным в Ярославль все свои вещи, да еще положил в посылку купленное жене золотое колечко? Ведь в письме, отправленном 13 сентября домой из Чернобыля, писал: "Пробудем мы здесь 1,5 месяца..." До Чернобыля Воробьев дважды избегал верной смерти. Как-то его мотоцикл столкнулся с грузовиком. Мотоцикл разбился вдребезги -- Владимир остался жив (об аварии он никому не рассказывал, семья узнала об этом уже после его гибели). А еще раньше, в Афганистане, когда подбили вертолет, он -- единственный из экипажа -- выжил. Из госпиталя домой писал: "Мужики говорят, что я в рубашке родился. Ведь не шутка -- с 70 метров порхать". Роковое совпадение: в Чернобыле их вертолет "порхал" практически с такой же высоты...

Перед отъездом в зону, вспоминала потом его жена Валентина, он всю ночь не спал -- сидел и смотрел на спящих детей. "Сергейка, Оксанка, слушайтесь маму!" -- написал им в первом же письме из Чернобыля. И подпись печатными буквами "ПАПА". На предсмертном снимке видно, что Воробьев, храбрый, семижильный человек, безмерно устал -- это выдают лицо и руки. ("Ох, не надо было ему лететь в таком состоянии", -- вздохнул бывший полковник-афганец, когда отец Владимир показал ему этот снимок). Судьба, дважды хранившая от гибели, на этот раз не уберегла.
После Афганистана Чернобыль казался совсем не страшным

Бортмеханика Леонида Христича судьба уже смогла сберечь один раз -- в Афганистане. В их вертолете пробило топливный бак, и до самой посадки старший лейтенант Христич закрывал пробоины руками. Весь пропитался горючим, достаточно было искры -- и он превратился бы в горящий факел. (За тот полет Христич получил орден Красной Звезды)... На снимке его лицо в тени. Случайно ли?

-- Он никогда не выставлялся, -- вспоминает его жена Люба. -- Другим уже капитанов поприсваивали, а мой все в старших лейтенантах ходит. Я иногда возмущалась, а он улыбался: еще успею! Мягкий и застенчивый, безотказный, после полетов вечно чинил друзьям телевизоры и магнитофоны, всегда как бы в тени -- и при этом 365 боевых афганских вылетов.

Беду Люба почувствовала на расстоянии -- у них с Леней была очень сильная душевная связь. В день катастрофы, ближе к вечеру (вертолет разбился в 17.30) ее охватила паника. Металась, сама не своя, по квартире. Уложила сынишек спать, прикорнула рядом, но всю ночь так и не сомкнула глаз. Рано утром в дверь позвонили: Лени нет... "А ведь после Афганистана Чернобыль казался мне совсем не страшным, -- грустно говорит она. -- Тем более, что газеты и радио высмеивали паникеров, доказывали, что ситуация под контролем. И первое чувство б ыло: "Леня, как ты мог? Почему?!"

-- Почему Чернобыль? Как Саша попал туда, когда вернется? -- недоумевала Лена, жена штурмана старшего лейтенанта Александра Юнгкинда. Александр, по всем расчетам, должен был находиться в Афганистане. В их военной части формировалась эскадрилья, он написал рапорт с просьбой послать его в Афганистан. Так почему же Чернобыль? Уже после смерти мужа Лена получила запоздалое письмо, где он сообщал, что в Афганистан его не взяли по состоянию здоровья, отложили отъезд на год.

Сама судьба берегла Александра от войны, но... он не захотел ей подчиняться! Военный до мозга костей, всегда рвался на передовую. Не получилось с Афганом -- значит, будет Чернобыль. В Забайкальском военном округе, в Нерчинске, Александр "слетался" с капитаном Воробьевым. Чуть позже к ним присоединился Леня Христич, прибывший из Могочи. Вот такой сборный экипаж и отправился в зону. Чернобыльский снимок передал военную -- с шиком -- выправку Александра.

Через четыре месяца после гибели Александра у него родился сын, которого он так ждал. В честь мужа Лена назвала мальчика Сашей.

-- В Москве открывался мемориал жертвам Чернобыльской АЭС, -- вспоминает Елена. -- На митинге говорили о первых жертвах аварии -- пожарниках, работниках станции. О том, что там погибли вертолетчики, которые тоже внесли свой вклад в ликвидацию последствий аварии, не сказали ни слова. Мы стояли в стороне и тихо плакали -- было обидно, что у нас так быстро все забывают...

Вдовы вертолетчиков встретились только в 1992 году, а до этого они ничего не знали друг о друге (их разыскала и перезнакомила добрейшая женщина Екатерина Даниловна Положай, а все расходы на поездку оплатил один из руководителей организации чернобыльцев-"афганцев" Александр Тимченко). И теперь вдовы собираются каждый год -- Валентина Воробьева, Любовь Христич, Елена Юнгкинд и ... Людмила Ганжук, жена авиамеханика, который полетел с экипажем.
"Нас попросили переодеть мужей во все новое, а их одежду упаковать в целлофановые мешки и закопать или выбросить"

Почему 26-летний авиамеханик Николай Ганжук оказался в тот день на борту МИ-8? Он, наземный специалист, не должен был летать! (И на общем снимке его нет). И вообще его жена Люда, как и Люба Христич, думала, что ничего страшнее Афганистана быть не может, а Николай, слава Богу, вернулся оттуда живым и невредимым в свой Александрийский полк.

-- Кто мог знать, что беда случится на родной земле? -- говорит Людмила. -- 26 апреля 1986 года, суббота, к нам в гости пришли наши друзья, кумовья. Мы, жены, готовили ужин. Но в этот вечер нам не пришлось сесть за стол с нашими мужьями. В дверь позвонили, на пороге стоял солдатик-посыльный: "Тревога!" Мужики, кто в чем был, в том и выскочили. Прошел час, второй, третий... На сердце становилось все неспокойней.

С утра пораньше побежали в гарнизон узнавать, что случилось. В полку никто ничего толком нам не сказал. 1 мая я с детишками, многие мои знакомые вышли в город на митинг, не подозревая, какое несчастье нас ждет. А где-то 5--6 мая нас, жен, собрали в солдатском клубе и успокоили: скоро наши мужья прилетят, ничего страшного, мол, нет. Добавили: "Только одна маленькая просьба. Когда мужья придут домой, постарайтесь их переодеть в новое, а одежду упаковать в целлофановые мешки и закопать или выбросить на мусор". Поначалу это было смешно, но сейчас, со временем, поняли, что не до смеха было нашим ребятам. В Чернобыле они пробыли до 10 мая..."

Потом была еще одна командировка в Чернобыль, после которой Николай Ганжук получил звание старшего прапорщика (сам подшивал новые погоны к кителю -- хотел сделать жене и сыну с дочкой сюрприз!), и последняя -- осенью. Как вспоминает Люда, в роковой день Николай "по просьбе инженеров-атомщиков сел с экипажем в вертолет". Он охотно выполнил эту просьбу, ведь с детства мечтал летать! В армии служил в армейской авиации, но -- на земле. Поступал в авиационное училище, но... не прошел медкомиссию. И тут -- полет на боевом вертолете. Небо!

...Солнце шло на закат, когда экипаж МИ-8 пролетал под стрелой 160-метрового немецкого крана. Крановщик оставил стрелу развернутой немного влево. Внизу, на площадке, заканчивался митинг. Они загляделись вниз? На миг ослепило заходящее солнце? Или сказалась непомерная, нечеловеческая усталость? Вертолет зацепился за трос крана и упал.

Свидетелем катастрофы по воле судьбы стал тезка командира экипажа -- полковник Воробьев Владимир Александрович. Когда-то (они вместе служили в Германии) Воробьев-старший учил Воробьева-младшего летать. И вот в Чернобыле они встретились: полковник руководил полетами группы вертолетчиков. В тот момент он на боевом вертолете МИ-24 "висел" в какой-то сотне метров от чернобыльской "трубы" рядом с машиной своего "крестника". Младший Воробьев погиб на глазах старшего.

-- Звоню полковнику в Одессу, -- рассказывает отец Владимир. -- Жена берет трубку и в сердцах: "Вы знаете, какой он был в Чернобыле? У него лицо было, как задница павиана, от болезни..." А сам Воробьев говорит всегда ровно, бесстрастно: "Стрела крана была справа, а слева". -- "Вы уверены? -- переспрашиваю. -- Может, вы забыли?" И тут он медленно, ровным голосом отвечает: "Это... забыть... нельзя..."

Уже когда отец Владимир передал в Музей Чернобыля все собранные материалы, когда стал молиться за погибших вертолетчиков, в маленьком рейсовом автобусе в селе встретил человека, который был в тот день на митинге у саркофага -- бывшего водителя. Тот вспоминает, что увидев столб черного дыма в полнеба, решил: "Опять рвануло". Бросился к машине и помчался, не разбирая дороги. А ведь действительно "рвануть" могло. Вертолет упал в трех метрах от машинного зала. А если бы он рухнул на саркофаг? Несколько тонн керосина, огромной силы взрыв. Даже страшно себе представить последствия.

-- Но они не упали на саркофаг, -- говорит мой собеседник. -- И это тоже что-то значит. Раз над миром есть Бог, случайностей не бывает. Эти люди принесли себя в жертву...

29.06 2005, Ольга УНГУРЯН, "ФАКТЫ" (С)

0

15

В тот день и час был в Овруче, заход на посадку Ми-26, конечно, по вертолётному, на пятак  перед ТЭЧ.
Перед воротами стоял Ан-2, как оказалось-без колодок под колёсами; самопроизвольно порулил, уткнулся в ворота шахты. Но это отступление...
Знаком с сестрой Владимира, давно уже выяснили, что связаны воспоминаниями. Не могу решить вопрос:ознакомить её, т.е. сестру с материалами, или не стоит. Давным-давно задался этим вопросом.
Готов выслушать советы.

Отредактировано vd412 (2010-11-13 11:50:45)

0

16

Наверное это даже обязанность, сестра должна знать как погиб брат...

0

17

обязанность выполнил.

0

18

To  2VD412:
Молодец!

0

19

Уважаемые авиаторы! Занимался тут, среди прочего, сбором информации о том трагическом вылете 2 октября 86-го. Удалось разыскать такие данные: "Ми-8МТ, 112-й отдельный вертолетный полк. Забайкальский военный округ, аэродром приписки Нерчинск."
А вот бортовой номер и номер эскадрильи найти не удалось...
И насколько верны вышеприведенные сведения? Поправьте, пожалуйста. Номер по фото И.Костина вроде "30"...

Заранее спасибо.

0

20

letnab, ветку всю прочитай, пользуйся ссылками и получишь ответы.
Найдешь в инете какую новую информацию про членов экипажа Воробьёва, выкладывай.

0

21

Не подскажет кто? В 89 году вышел фильм "Служу Советскому Союзу" по мотивам съемок В.Гребенюка о В.Воробьёве, где были съемки как семьи, так съемки и из афгана и Чернобыля. Если кто сможет его найти буду признателен. Воробьев Сергей Владимирович.
http://www.youtube.com/watch?v=NwwcLSOu … r_embedded

Отредактировано Воробьев (2011-03-15 14:24:06)

0


Вы здесь » ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ » Вертолеты над Чернобылем. » Памяти экипажа капитана ВОРОБЬЁВА В. К.