Стовба Валерий Станиславович – бортмеханик экипажа вертолёта Ми-8 Душанбинского отдельного вертолетного авиационного полка Федеральной пограничной службы Российской Федерации в составе Группы российских пограничных войск в Таджикистане, капитан.

Родился 3 января 1966 в селе Кара-Чок (не существует) ныне Гвардейского района Алматинской области Казахстана. В 1980 году переехал в поселок Рахья Всеволожского района Ленинградской области. Здесь окончил среднюю школу имени Героя Советского Союза летчика А.Т. Севастьянова.

В 1983 году поступил Кировское военное авиационно-техническое училище. По окончанию училища в 1986 году получил распределение в авиацию пограничных войск. Служил в авиационных вертолётных частях Камчатского (г. Благовещенск Амурской области) и Среднеазиатского (г. Мары Туркменской ССР) пограничных округов старшим борттехником – воздушным стрелком вертолёта Ми-8.

В 1987 году участвовал в проведении боевых операций по обнаружению и уничтожению бандформирований на территории Афганистана. Принимал участие в десяти боевых вылетах, был дважды ранен.

После распада Советского Союза, в 1993 году, был переведён в Северо-Западный пограничный округ. В сентябре 1996 года экипаж, в котором служил капитан Стовба, был командирован в Таджикистан на прикрытие таджикско-афганской границы – в Душанбинский отдельный вертолетный авиационный полк Федеральной пограничной службы Российской Федерации в составе Группы российских пограничных войск в Таджикистане.

Боевые действия на границе не прекращались ни на день. Вертолетчики-пограничники оказывали огневую поддержку бойцам пограничных застав и маневренных групп, вели поиск групп боевиков и наркоторговцев, высаживали десанты в самых глухих горных ущельях.

29 сентября 1996 года был принят сигнал о помощи - одна из российских погранзастав Калай-Хумского пограничного отряда подверглась обстрелу и мощному минометному удару с тыла, с таджикской территории. Личный состав погранотряда вел бой, но уничтожить хорошо укрытую в горах батарею ему было не по силам. К тому же, пока бойцы отражали нападение на свою собственную заставу, граница была, по сути дела, открыта...

Оценив ситуацию, командир полка подполковник Липовой поднял в воздух звено в составе четырех Ми-8 и лично повел его к месту боя с экипажем вертолета (командир – подполковник Ю.И. Ставицкий, штурман – капитан И.М. Будай, бортовой техник – капитан В.С. Стовба). Когда вертолет командира первым вошел в ущелье, в котором расположилась батарея, боевики открыли по нему огонь из пулеметов, в том числе крупнокалиберных ДШК, и автоматического оружия. Машина получила тяжелые повреждения, вышел из строя один двигатель, начался пожар на борту. Капитан В.С. Стовба, сидевший за курсовым пулемётом, заметил среди камней вспышку и открыл ответный огонь. Огневая точка противника была подавлена, но пулей врага был сражен и капитан. Выполняя свой долг, погиб и капитан Будай. Несмотря на потери, экипаж выявил расположение батареи. Залпами НУРов вертолетного звена она была уничтожена вместе с другими огневыми точками боевиков. Затем ценой огромных усилий тяжело поврежденный Ми-8 был приведен на свой аэродром. Число пробоин в фюзеляже исчислялось десятками.

Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 года (N1679) за проявленный героизм при выполнении воинского долга капитану Стовбе Владимиру Станиславовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Этим же указом звание Героев были присвоены С.Н.Липовому, Ю.И. Ставицкому, И.М. Будаю (посмертно).

Похоронен в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области.

Награждён медалями «За боевые заслуги», «За отличие в военной службе» 1-й степени и другими.

В поселке Рахья Герою России установлен памятник. В авиационно-техническом училище города Кирова и в Центральном музее пограничных войск в Москве открыты памятные доски.