Каждый год 12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил (ВВС) страны. Принято считать, что авиация как новый вид вооруженных сил появилась в Российской Империи 12 августа 1912 года. Однако, так было не всегда, и долгий период времени главным днём военных лётчиков считалось 18 августа. https://m.vk.com/wall-213923848_2774
Возможно поэтому, специальным указом Президента все праздничные мероприятия, посвященные Дню ВВС, предписывается проводить в исторически сложившийся день празднования. Этот день считается Днем Воздушного флота России (или День Авиации) и отмечается он 3-го воскресенья августа.
Специально к этой дате в Авиапарке Орешково запланировано торжественное открытие первой в России выставки авиационных фуражек. В разных музеях представлены одиночные экземпляры этих головных уборов, мы же решили собрать все виды авиационных фуражек, использовавшихся в нашей стране со времён Царской России и Советского Союза, по настоящее время.
Слово «фуражка» произошло от слова «фуражир» и означало оно когда-то существовавшую в царской армии должность. Фуражиры отвечали за снабжение частей продовольствием, топливом и стройматериалами.
Тогда фуражка выглядела совершенно иначе и не имела практически ничего схожего с современной фуражкой. Из общего были только материал и название. Старый головной убор был похож на согнутый пополам колпак, больше напоминающий привычную нам пилотку.Фуражка, к образу которой мы привыкли, «служит» в русской армии уже 212 лет. После русско-японской войны фуражка окончательно вошла в разряд строевых головных уборов: вначале это случилось во флоте в 1881 году, потом в пешей армии. При переходе к полевой форме в 1907 году «защитный» цвет обмундирования перешел и на тулью.
В авиации фуражки появились 110 лет назад, когда 3 января 1914 года приказом по военному ведомству № 4 была введена униформа для Императорского военно-воздушного флота. Согласно этому документу офицерам (лётчикам и наземному персоналу) при парадной форме полагалась особая фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша — красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи; повседневная фуражка изготавливалась из сукна защитного цвета и, так же как парадная, имела красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша. Кокарда и пуговицы для крепления подбородочного ремешка — общевойсковые.
Фуражки удобны во многих отношениях: они легки, имеют красивый и полезный козырек. Изначально они указывали на род войск, к которым принадлежал воин. Кроме того, наличие тульи (широких полей), закрепленной на околыше, позволяет голове меньше потеть в жару. Летом фуражки иногда снабжают белыми чехлами, тоже спасая так голову от перегрева. От таких сменных чехлов произошел потом обычный берет.
Фуражка военного лётчика и пилота гражданского воздушного флота — один из самых узнаваемых элементов формы.
Сегодня мы начнём серию публикаций об авиационных фуражках нашего музея и постепенно расскажем о каждом из более чем сорока экспонатов.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!